Администрация района

Спутник аналитика

 

Пенсионный фонд России

Аукционы

Опрос на главной странице

Довольны ли Вы качеством предоставления муниципальных услуг?
 

Сообщите о проблемах в получении муниципальных услуг



Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Телефон доверия

 

Порядок обращения

Бизнес навигатор

Восход

Мы ВКонтакте

Погода

  Светлый Яр  


 

Счетчики & закладки

Светлый яр Светлый яр сайт Светлоярский район

Рейтинг@Mail.ru

Сообщите о факте коррупции

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Дню победы посвящается. PDF Печать E-mail
06.05.2011 12:18

Мероприятие по книге Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Подготовка.
Понадобятся:
портрет Б.Васильева,
выставка его книг,
аудиозаписи песен
«Солдаты идут» (слова М. Львовского),
«Ave Maria»,
Видеозапись к/ф  « А зори здесь тихие…»
Действующие лица:
Чтецы-3
Ученицы, рассказывающие от  лица девушек -5 ( Рита Осянина, Галя Четвертак, Женя Комелькова,  Лиза Бричкина, Соня Гурвич ).
Ученик, рассказывающий от  лица Федора Васкова,-1
Читатели, рассказывающие о гибели девушек-5
Библиотекарь. Васильев Борис Львович—прозаик. Публицист, драматург, киносценарист.
Он родом из дворян, отец—кадровый  офицер, мать принадлежала к известной семье Алексеевых.

 

«Меня мама воспитала по старому дворянскому  обычаю—так, как тогда мальчиков готовили к жизни. В первую очередь мальчик должен вырасти  мужчиной—нравственным и моральным. В шесть лет я стал постигать уже другие, отцовские уроки. Отец воспитывал во мне солдата. Настоящий мужчина не обязательно должен постоянно носить оружие, но в душе  он—солдат, защитник. Поэтому я уже в семилетнем возрасте умел обращаться с лошадьми. Папа стрелять меня учил, но, признаюсь, стрелял я плохо…».
У Васильева рано пробудилась любовь к литературе и истории, которые, по его словам,
«с детства переплелись в его сознании». Учась в Воронежской школе, Борис Васильев играл в  любительских  спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда он закончил девятый класс,  началась война. Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка, принял участие в боях под Смоленском, выходил из окружения.
Об участии в Великой Отечественной войне писатель рассказывает коротко и сухо: «…В сорок первом нам удалось выйти из окружения. Наши блуждания по лесам и болотам начались в начале  июля и закончились в начале октября. Именно тогда я понял, что такое усталость, невероятный голод. Риск быть убитым или угодить в плен…Потом была кавшкола,  стрелковая часть, десант, бронетанковая академия.
В 1954 году Васильев  демобилизован из армии звании инженера-капитана . Причина демобилизации, указанная в рапорте, желание заниматься литературным трудом и учиться ему.
Первое произведение, которое было написано  Борисом Васильевым еще в « погонах»,
называлось  «Танкисты», сейчас оно известно зрителям как фильм « Офицеры». Фраза :
«Есть такая профессия-Родину защищать!»  - стала основополагающей в выборе профессии для многих людей.
Затем появились пьесы  « Стучите и откроется» , «Очередной рейс»,  «Длинный день» и др.
Повесть  « А зори здесь тихие…» появилась в1969 год и  сразу получила восторженные отклики читателей и критики. По признанию Васильева, поводом для написания той или иной вещи для него нередко служит внутреннее сопротивление освещению тех или иных проблем и событий в литературе. Будучи довольно длительное время увлечен «лейтенантской прозой, Васильев вдруг осознал, что это не «его»  война. Его военный опыт-это оторванные от штабов, связи, медицинской помощи люди, находящиеся в ситуации, когда всю ответственность и решения приходилось брать на себя. Так возникают в повести « А зори здесь тихие» экстремальные условия крошечного замкнутого пятачка земли, на котором оказываются старшина Васков с горсткой девушек. Придав поначалу повести достаточно расхожий сюжетный поворот(  девицы-вояки прибыли) , Васильев вскоре резко меняет тональность и вводит повествование в трагические рамки. Основной нравственно-философский аспект  повести-несовместимость войны, убийства с природой человеческой, а тем более с естеством женщины, существа, призванного дарить жизнь,  а не отнимать ее.
Художественное  осмысление войны и судьбы своего поколения, для которой она стала главным событием жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Великолепная шестерка», « Вы чье,  старичье ?», «Неопалимая купина»,.
Известен писатель и своими историческими романами-« Вещий Олег» и «Князь Ярослав и его сыновья»
Васильев-член СП СССР ,лауреат Государственной премии и премии им. А,Д,Сахарова «За гражданское мужество»
Он говорит о любимой России: Я верю в завтрашний день России. Верю, что кому-нибудь постучится в душу совесть, как постучалась ко  мне. Верю, что к прозревшим единицам добавятся десятки, а к десяткам -тысячи, и мы завтра поймем, наконец, что в своем величии Россия опиралась не на атомные бомбы , а на могучий талант своего народа, подкрепленный столь же могучей нравственностью…».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ВОТ СОЛДАТЫ ИДУТ…»
Чтец 1 . Чтение 1-ой главы :  « Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий  гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне…»  до  «И оторопел: перед  домом стояли две шеренги сонных девчат.»
РАЗЫГРЫВАЕТСЯ   СЦЕНКА( от слов «Товарищ старшина, первое и второе отделение»….. до слов   «Нашли, значит, непьющих»)
УЧЕНИК В РОЛИ  ФЕДОТА ВАСКОВА: Я комендант разъезда  Федот Васков. Мне 32 года, стариком себя не считаю. Образования у меня почти нет. Ну, писать-читать умею и счет знаю в пределах четырех классов, потому что  аккурат  в конце этого четвертого класса у меня медведь отца  заломал.
Из дремучего угла я, Федот Васков, в коменданты вылез, со своими неполными четырьмя классами полковую школу закончил и  за десять лет до старшинского звания  дослужился. По этой линии ущерба не было. Но с других сторон, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех стволов  саданула .  Но я устоял все ж таки. Устоял…
Незадолго  перед  финской женился я на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка   попалась: все бы ей петь да плясать, да винцо попивать. Однако  мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась, я на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так меня в первый раз и шарахнуло: пока там в сугробах загибался, жена в конец завертелась и с полковым ветеринаром отбыла в южные края.Я развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год  мальчонка  мой помер, и с той поры я улыбнулся-то всего  три  раза: генералу, что орден мне вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке моей Марии Никифоровне за догадливость.
Вот за тот осколок и получил я свой теперешний  пост. В пакгаузе имущество кой-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность, поручили мне пакгауз тот  блюсти. Трижды в день обходил я объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: « Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно. Спокойно служилось. Почти до сегодняшнего дня  спокойно. А теперь…
(Васков вздыхает, указывая на девчат).
Ученица в роли Риты Осяниной: Я Рита Осянина….( выборочный пересказ  2 главы)                                                                       
УЧЕНИЦА В РОЛИ ЛИЗЫ БРИЧКИНОЙ: Я Лиза  Бричкина ( выборочный пересказ 7 главы    до слов  « Но Лиза жила , задыхаясь от застенчивости.»).
УЧЕНИЦА В РОЛИ СОНИ ГУРВИЧ: Я  Соня Гурвич. Я никогда не носила сапог и по неопытности получила в каптерке сапоги на два номера больше. Поэтому они не  топают .а стучат: это любой кадровик знает. Моя семья была штатской. Сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть. (Выборочный пересказ 8 главы с 19 абзаца  до слов : «Вот  ее и откомандировали  вместе с Женькой  Комельковой  после того  боя с « Мессерами»)
УЧЕНИЦА В РОЛИ ГАЛИ ЧЕТВЕРТАК : Я Галя Четвертак.  Я подкидыш, и  даже фамилию мне в детском доме дали..(  выборочный  пересказ 10 главы от лица героини до слов  «И появилась на свете мама – медицинский работник»).
УЧЕНИЦА В РОЛИ ЖЕНИ КОМЕЛЬКОВОЙ: Я Женя Комелькова. Когда я прибыла в  отделение, у девчат был банный день. Они на меня , как на чудо, глядели:
---Женька, ты русалка,..
--Женька, у тебя кожа прозрачная…
---Женька, с тебя скульптуру лепить!..
--Женька, ты же без лифчиков ходить можешь!...
--Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате..
А Рита Осянина добавила:
--Красивая. Красивые редко счастливыми бывают.          
Это было точно. Маму, братишку, сестру - всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили ---и под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все!....Сестренка последней упала: специально добивали..
Несмотря на все трагедии,я чрезвычайно общительная, веселая и озорная.  То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведу, то на перерыве под девичье ля-ля цыганочку спляшу по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начну—девчонки заслушаются.
Красивое  белье-моя слабость.  «Выборочный пересказ от лица героини 13 главы с 31 абзаца,  Закончить словами «  …ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно»).
УЧЕНИК В РОЛИ ЧТЕЦА читает выборочно 3 главу.
УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О СМЕРТИ  ПЯТИ  ДЕВУШЕК ( близко к тексту) или читают.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ  К/Ф « А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» : ВАСКОВ БЕРЕТ В ПЛЕН НЕМЦЕВ.
ЧТЕЦ ЧИТАЕТ « ЭПИЛОГ».
ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ «ave mariy»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить