Мероприятие по книге Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Подготовка. Понадобятся: портрет Б.Васильева, выставка его книг, аудиозаписи песен «Солдаты идут» (слова М. Львовского), «Ave Maria», Видеозапись к/ф « А зори здесь тихие…» Действующие лица: Чтецы-3 Ученицы, рассказывающие от лица девушек -5 ( Рита Осянина, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич ). Ученик, рассказывающий от лица Федора Васкова,-1 Читатели, рассказывающие о гибели девушек-5 Библиотекарь. Васильев Борис Львович—прозаик. Публицист, драматург, киносценарист. Он родом из дворян, отец—кадровый офицер, мать принадлежала к известной семье Алексеевых.
«Меня мама воспитала по старому дворянскому обычаю—так, как тогда мальчиков готовили к жизни. В первую очередь мальчик должен вырасти мужчиной—нравственным и моральным. В шесть лет я стал постигать уже другие, отцовские уроки. Отец воспитывал во мне солдата. Настоящий мужчина не обязательно должен постоянно носить оружие, но в душе он—солдат, защитник. Поэтому я уже в семилетнем возрасте умел обращаться с лошадьми. Папа стрелять меня учил, но, признаюсь, стрелял я плохо…». У Васильева рано пробудилась любовь к литературе и истории, которые, по его словам, «с детства переплелись в его сознании». Учась в Воронежской школе, Борис Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда он закончил девятый класс, началась война. Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка, принял участие в боях под Смоленском, выходил из окружения. Об участии в Великой Отечественной войне писатель рассказывает коротко и сухо: «…В сорок первом нам удалось выйти из окружения. Наши блуждания по лесам и болотам начались в начале июля и закончились в начале октября. Именно тогда я понял, что такое усталость, невероятный голод. Риск быть убитым или угодить в плен…Потом была кавшкола, стрелковая часть, десант, бронетанковая академия. В 1954 году Васильев демобилизован из армии звании инженера-капитана . Причина демобилизации, указанная в рапорте, желание заниматься литературным трудом и учиться ему. Первое произведение, которое было написано Борисом Васильевым еще в « погонах», называлось «Танкисты», сейчас оно известно зрителям как фильм « Офицеры». Фраза : «Есть такая профессия-Родину защищать!» - стала основополагающей в выборе профессии для многих людей. Затем появились пьесы « Стучите и откроется» , «Очередной рейс», «Длинный день» и др. Повесть « А зори здесь тихие…» появилась в1969 год и сразу получила восторженные отклики читателей и критики. По признанию Васильева, поводом для написания той или иной вещи для него нередко служит внутреннее сопротивление освещению тех или иных проблем и событий в литературе. Будучи довольно длительное время увлечен «лейтенантской прозой, Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его военный опыт-это оторванные от штабов, связи, медицинской помощи люди, находящиеся в ситуации, когда всю ответственность и решения приходилось брать на себя. Так возникают в повести « А зори здесь тихие» экстремальные условия крошечного замкнутого пятачка земли, на котором оказываются старшина Васков с горсткой девушек. Придав поначалу повести достаточно расхожий сюжетный поворот( девицы-вояки прибыли) , Васильев вскоре резко меняет тональность и вводит повествование в трагические рамки. Основной нравственно-философский аспект повести-несовместимость войны, убийства с природой человеческой, а тем более с естеством женщины, существа, призванного дарить жизнь, а не отнимать ее. Художественное осмысление войны и судьбы своего поколения, для которой она стала главным событием жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Великолепная шестерка», « Вы чье, старичье ?», «Неопалимая купина»,. Известен писатель и своими историческими романами-« Вещий Олег» и «Князь Ярослав и его сыновья» Васильев-член СП СССР ,лауреат Государственной премии и премии им. А,Д,Сахарова «За гражданское мужество» Он говорит о любимой России: Я верю в завтрашний день России. Верю, что кому-нибудь постучится в душу совесть, как постучалась ко мне. Верю, что к прозревшим единицам добавятся десятки, а к десяткам -тысячи, и мы завтра поймем, наконец, что в своем величии Россия опиралась не на атомные бомбы , а на могучий талант своего народа, подкрепленный столь же могучей нравственностью…».
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ВОТ СОЛДАТЫ ИДУТ…» Чтец 1 . Чтение 1-ой главы : « Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне…» до «И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат.» РАЗЫГРЫВАЕТСЯ СЦЕНКА( от слов «Товарищ старшина, первое и второе отделение»….. до слов «Нашли, значит, непьющих») УЧЕНИК В РОЛИ ФЕДОТА ВАСКОВА: Я комендант разъезда Федот Васков. Мне 32 года, стариком себя не считаю. Образования у меня почти нет. Ну, писать-читать умею и счет знаю в пределах четырех классов, потому что аккурат в конце этого четвертого класса у меня медведь отца заломал. Из дремучего угла я, Федот Васков, в коменданты вылез, со своими неполными четырьмя классами полковую школу закончил и за десять лет до старшинского звания дослужился. По этой линии ущерба не было. Но с других сторон, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех стволов саданула . Но я устоял все ж таки. Устоял… Незадолго перед финской женился я на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка попалась: все бы ей петь да плясать, да винцо попивать. Однако мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась, я на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так меня в первый раз и шарахнуло: пока там в сугробах загибался, жена в конец завертелась и с полковым ветеринаром отбыла в южные края.Я развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка мой помер, и с той поры я улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден мне вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке моей Марии Никифоровне за догадливость. Вот за тот осколок и получил я свой теперешний пост. В пакгаузе имущество кой-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность, поручили мне пакгауз тот блюсти. Трижды в день обходил я объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: « Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно. Спокойно служилось. Почти до сегодняшнего дня спокойно. А теперь… (Васков вздыхает, указывая на девчат). Ученица в роли Риты Осяниной: Я Рита Осянина….( выборочный пересказ 2 главы) УЧЕНИЦА В РОЛИ ЛИЗЫ БРИЧКИНОЙ: Я Лиза Бричкина ( выборочный пересказ 7 главы до слов « Но Лиза жила , задыхаясь от застенчивости.»). УЧЕНИЦА В РОЛИ СОНИ ГУРВИЧ: Я Соня Гурвич. Я никогда не носила сапог и по неопытности получила в каптерке сапоги на два номера больше. Поэтому они не топают .а стучат: это любой кадровик знает. Моя семья была штатской. Сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть. (Выборочный пересказ 8 главы с 19 абзаца до слов : «Вот ее и откомандировали вместе с Женькой Комельковой после того боя с « Мессерами») УЧЕНИЦА В РОЛИ ГАЛИ ЧЕТВЕРТАК : Я Галя Четвертак. Я подкидыш, и даже фамилию мне в детском доме дали..( выборочный пересказ 10 главы от лица героини до слов «И появилась на свете мама – медицинский работник»). УЧЕНИЦА В РОЛИ ЖЕНИ КОМЕЛЬКОВОЙ: Я Женя Комелькова. Когда я прибыла в отделение, у девчат был банный день. Они на меня , как на чудо, глядели: ---Женька, ты русалка,.. --Женька, у тебя кожа прозрачная… ---Женька, с тебя скульптуру лепить!.. --Женька, ты же без лифчиков ходить можешь!... --Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате.. А Рита Осянина добавила: --Красивая. Красивые редко счастливыми бывают. Это было точно. Маму, братишку, сестру - всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили ---и под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все!....Сестренка последней упала: специально добивали.. Несмотря на все трагедии,я чрезвычайно общительная, веселая и озорная. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведу, то на перерыве под девичье ля-ля цыганочку спляшу по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начну—девчонки заслушаются. Красивое белье-моя слабость. «Выборочный пересказ от лица героини 13 главы с 31 абзаца, Закончить словами « …ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно»). УЧЕНИК В РОЛИ ЧТЕЦА читает выборочно 3 главу. УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О СМЕРТИ ПЯТИ ДЕВУШЕК ( близко к тексту) или читают.
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ К/Ф « А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» : ВАСКОВ БЕРЕТ В ПЛЕН НЕМЦЕВ. ЧТЕЦ ЧИТАЕТ « ЭПИЛОГ». ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ «ave mariy»
|