Главная Информация ГО и ЧС Методические рекомендации по разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Администрация района

Спутник аналитика

 

Пенсионный фонд России

Аукционы

Сообщите о проблемах в получении муниципальных услуг



Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Телефон доверия

 

Порядок обращения

Бизнес навигатор

Восход

Мы ВКонтакте

Погода

  Светлый Яр  


 

Счетчики & закладки

Светлый яр Светлый яр сайт Светлоярский район

Рейтинг@Mail.ru

Сообщите о факте коррупции

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Методические рекомендации по разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера PDF Печать E-mail
06.05.2013 14:46

1. Термины и определения

 

          Чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

           Безопасность населения в ЧС - состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в ЧС.

           Предупреждение ЧС - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

           Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от  ЧС.

            Территориальная подсистема  Волгоградской области РСЧС (далее - ТП Волгоградской области РСЧС) - объединение органов управления, сил и средств исполнительных органов власти Волгоградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области (далее – ОМСУ) и организаций, в полномочия (функции) которых входит решение вопросов в сфере защиты населения и территории от ЧС, входящие в систему РСЧС на региональном (в пределах всей территории Волгоградской области, территорий двух и более муниципальных образований Волгоградской области), муниципальном (в пределах территории одного муниципального образования Волгоградской области) и объектовом (в пределах территории, занимаемой организацией) уровнях, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законодательством в сфере защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.

          Муниципальное звено ТП РСЧС - объединение органов управления, сил и средств органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений (далее – организаций), осуществляющих свою деятельность на территории ОМСУ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности, в полномочия (функции) которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, входящие в систему ТП РСЧС на муниципальном (в пределах территории городского округа или района) и объектовом (в пределах территории, занимаемой организацией) уровнях, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законодательством в сфере защиты населения и территорий от ЧС объектового и муниципального характера.

           Защита населения в ЧС - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.

            Режим функционирования  муниципального звена - порядок функционирования, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, сил и средств с учетом обстановки, связанной с риском возникновения ЧС и ее ликвидацией на территории  ОМСУ.

            Ликвидация ЧС - аварийно-спасательные и другие неотложные  работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

         Объект – учреждение, предприятие, организация независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, сферы материального производства или непроизводственной сферы, а также их обособленные  подразделения, расположенные на единой территории (площадке).

        Потенциально опасные объекты (ПОО) – объекты на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические, биологические и радиоактивные вещества, и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера ПОО подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения межрегиональных чрезвычайных ситуаций;

3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения межмуниципальных и региональных чрезвычайных ситуаций;

4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения муниципальных чрезвычайных ситуаций;

5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

 

2. Общие положения

 

         2.1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС, обязывают все организации независимо от их организационно - правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих (далее – работников) от ЧС, а также планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельности их работников в ЧС.

          2.2. Привлечение сил и средств  муниципальных звеньев ТП Волгоградской области РСЧС к ликвидации ЧС осуществляется по решению Главы ОМСУ, привлечение сил и средств объектовых звеньев - по решению руководителей объектов, в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

               Общее руководство и организацию взаимодействия  при  проведении АСДНР в ходе ликвидации ЧС осуществляет Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ)  ОМСУ (объектов) через органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (объектов) и единые дежурные диспетчерские службы городских округов и районов (далее – ЕДДС) (ДДС объектов).

           Координацию действий дежурных диспетчерских служб объектов, расположенных на территории района, в целях защиты населения и территории района от ЧС осуществляет ЕДДС во взаимодействии и под управлением ЦУКС МЧС России по Волгоградской области.

            При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее именуется - уровень реагирования):

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;

решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;

решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами муниципальных звеньев территориальной подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ, мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил территориальной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение Губернатора Волгоградской области, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области (далее именуется - КЧС и ПБ Волгоградской области) и членов КЧС и ПБ Волгоградской области, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил территориальной подсистемы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам территориальной подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств территориальной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение Губернатора Волгоградской области, председателя КЧС и ПБ Волгоградской области и членов КЧС и ПБ Волгоградской области, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств территориальной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия c территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области, с органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

2.3. Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных решениями Губернатора Волгоградской области, глав муниципальных образований Волгоградской области, руководителей организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Главным управлением МЧС России по Волгоградской области, ОМСУ и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.

             Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.4. Планирование мероприятий осуществляется в целях обеспечения организованной и целенаправленной подготовки и проведения мероприятий по защите населения и территории, повышению устойчивости работы объектов района в ЧС, а также при ликвидации последствий ЧС или при проведении АСДНР в очагах поражения, в соответствии с федеральными                 законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Волгоградской области по вопросам защиты населения и территории от ЧС, директивами и приказами МЧС России, постановлениями, распоряжениями Глав ОМСУ и приказами руководителей объектов.

2.5. Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также при проведении АСДНР.

2.6. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения ЧС.

2.7. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках муниципального звена ТП РСЧС осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС ОМСУ и объектов, расположенных на подведомственных территориях.

2.8. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - план действий) - документ, в котором отражена система деятельности органов управления ОМСУ, руководителей объектов, предусматривающая: объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, привлекаемые для этого силы и средства; выполнение мероприятий по защите населения, территории, материальных ценностей при проведении АСДНР в случае возникновения ЧС. План действий  детально отражает мероприятия, направленные на выполнение задач по защите населения и территории от ЧС.

2.9. На территории ОМСУ разрабатываются:

- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органов управления - городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения – органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при ОМСУ, совместно с руководителями объектов;

- планы действий объектов по предупреждению и ликвидации ЧС при максимальном одновременном нахождении 50 и более человек (включая персонал) - соответствующими структурами объекта;

- планы действий опасных производственных и потенциально опасных объектов по предупреждению и ликвидации ЧС - соответствующими структурами объекта;

- инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении ЧС при максимальном одновременном нахождении менее 50 человек (включая персонал) – уполномоченными на решение вопросов ГО и ЧС .

2.10. Организационно-методическое руководство планированием действий по предупреждению и ликвидации ЧС в ОМСУ (на объектах) осуществляют постоянно действующие органы управления - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (объектов).

2.11.   На объектах, имеющих ведомственную принадлежность и подчиненность, а также на объектах, объединенных единой производственной деятельностью, но расположенных на значительном удалении друг от друга, планы действий разрабатываются как в головной организации, так и на каждом отдельно расположенном объекте.

2.12. При аренде помещений или производственных площадей, предусмотренные законодательством обязанности организаций по защите населения (персонала) и территории от ЧС, отражаются в договорах об аренде.

2.12.1. Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполномоченное  совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом, должен иметь план действий объекта или инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахождения людей в сдаваемых в аренду помещениях или производственных площадях (п.2.9).

В плане действий такого объекта дополнительно должно быть указано: общие сведения об арендаторах; оценка возможной обстановки при возникновении ЧС; проводимые мероприятия при угрозе и возникновении ЧС с участием всех арендаторов.

2.12.2. Арендатор должен иметь план действий организации или инструкцию (в зависимости от максимального  одновременного нахождения людей в арендуемых помещениях или производственных площадях (п.2.9), согласующиеся с планом действий объекта.

2.12.3. Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполномоченное совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом, должен осуществлять контроль за выполнением арендаторами предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территории от ЧС.

2.13. К планам действий предъявляются следующие требования:

2.13.1. Реальность, которая достигается:

- глубоким и всесторонним анализом состояния защиты населения и территории;

- правильной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории при угрозе и возникновении ЧС;

- строгим учетом людских и материальных возможностей;

- учетом специфических особенностей (географических, климатических и др.);

- проведением объективных оперативно-тактических расчетов;

- согласованием их с перспективными планами развития.

2.13.2. Целеустремленность, которая заключается в умении выделить главные задачи, на решении которых необходимо сосредоточить основные усилия руководителей, органов управления муниципальных звеньев и сил. При этом особое внимание обращается на решение вопросов, связанных с защитой населения, обеспечением высокой готовности органов управления, устойчивости системы оповещения и связи, а также на создание группировки сил ликвидации ЧС (проведения АСДНР).

2.13.3. Конкретность планов, которая достигается тем, что во всех планирующих документах заложенные мероприятия и действия должны иметь определенный объем, содержание и быть взаимоувязанными между собой по цели, месту, времени, составу сил и средств и способам их действий.

Соответствие основным принципам защиты населения предусматривает:

- заблаговременную подготовку мероприятий муниципальных звеньев ТП Волгоградской области РСЧС;

- дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения мероприятий;

- комплексное проведение мероприятий по обеспечению надежной защиты населения и его жизнедеятельности.

Быть удобными в пользовании - означает возможность дифференцированного использования документов плана в различных условиях обстановки.

2.14. Руководитель объекта осуществляет непосредственное руководство и несет персональную ответственность за планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

3. Структура плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС состоит из текстуальной части и пяти приложений.

Текстуальная часть включает два раздела.

3.1. Раздел I. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика, оценка возможной обстановки при возникновении ЧС.

Оценка возможной обстановки прогнозируется по каждому виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся многолетних данных и наличия опасных производств.

В разделе описывается:

3.1.1. Район расположения:

- место (границы или адрес, с чем граничит по сторонам света);

- рельеф, почва, сейсмическая обстановка;

- климат, основные показатели температур в целом и по временам года, количество солнечных дней, преобладающие направления ветра, количество осадков, время ледостава и вскрытия рек, средняя продолжительность снежного покрова;

- растительность, ее влияние на возникновение и ликвидацию ЧС, общая площадь парков и зеленых насаждений;

- гидрография, наличие водных объектов наземных и подземных (заключенных в коллекторы), площадь основных водных объектов (протяженность береговой линии);

- возможные ЧС природного характера и их характеристики.

3.1.2. Общая характеристика:

- социальная характеристика;

- экономическая характеристика.

3.1.3. Пути сообщения и транспорт:

- дорожная сеть: основные магистрали, мосты и транспортные развязки, протяженность дорог и другие данные по необходимости;

- железнодорожный транспорт (наименование, протяженность, возможности, станции, мосты и другие характеристики, в том числе перевозка, погрузка и выгрузка опасных грузов);

- автомобильный транспорт (наличие автопредприятий, автотранспорта и их возможности);

- общественный транспорт (виды, возможности);

- трубопроводный транспорт (виды, основные магистрали, протяженность и другие характеристики по необходимости);

- воздушный транспорт (коридоры пролета авиации);

- водный транспорт  (основные водные акватории, состав и возможности приписанных средств водного транспорта, отдельно - спасательных);

- выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сообщения; потенциально опасные участки газо-, нефте-, продуктопроводов; влияние инженерных сооружений на транспортных коммуникациях на ведение АСДНР и т.д.).

3.1.4. Перечень объектов, аварии на которых могут оказать негативное воздействие на территорию (объект):

- радиационно, химически, биологически, и пожароопасные объекты (с указанием наименования, адреса, расстояния до объекта, телефонов дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), наименования опасных веществ и их количества);

- объекты обеспечения жизнедеятельности (с указанием их наименований и адресов; наименование, адрес и телефон аварийных служб);

- перечень железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, где возможно скопление транспортных средств с опасными веществами, (с указанием адресов, видов опасных веществ);

- магистрали, по которым перевозятся опасные вещества (с указанием видов опасных веществ);

- крупные места массового скопления населения (с указанием наименований, адресов, контактных телефонов, количества персонала, максимального количества посетителей).

3.1.5. Краткая оценка возможной обстановки при возникновении ЧС, прогноз численности пострадавшего населения и ущерба экономике:

- при возникновении аварий на системах ЖКХ;

- при возникновении природных (лесных, ландшафтных) пожаров

- при авариях на всех видах транспорта:

- на объектах железнодорожного транспорта;

 - объектах автомобильного транспорта;

 -на объектах воздушного транспорта;

 - объектах речного транспорта;

- при возникновении аварий на электросетях;

- при возникновении  гидродинамических аварий;

- при возникновении аварий на газо-,  нефте-, продуктопроводах;

- при авариях на потенциально опасных объектах;

- при авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях);

- при ураганных ветрах;

- при снежных заносах и заторах на дорогах;

- при взрывах;

- при катастрофических затоплениях;

- при подтоплениях паводковыми водами;

- при радиационном и химическом загрязнении (заражении);

- при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных;

- при разрушении зданий и сооружений;

- при террористических акциях и т.д.

Количество и характер рисков возникновения чрезвычайных ситуаций должно соответствовать количеству и характеру рисков определенных в электронных паспортах безопасности ОМСУ и потенциально-опасных объектов.

3.1.6. Построение соответствующего звена:

- задачи;

- состав (координационный орган, постоянно действующий орган управления, орган повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения и информационного обеспечения);

- система управления;

- порядок взаимодействия с соседними ОМСУ (объектами) при угрозе и возникновении ЧС;

- порядок осуществления мониторинга возникновения ЧС.

3.1.7. Организация эвакуации населения (персонала) из районов возможных ЧС:

- наличие транспортных средств для эвакуации;

- районы эвакуации, характеристика пунктов временного размещения (далее – ПВР);

- порядок привлечения автотранспортных средств;

- расчеты на перевозку населения (персонала), подлежащего эвакуации в табличной форме (может быть вынесена в приложение), с указанием наименования автопредприятия, его адреса и контактных телефонов, количества выделяемой техники.

3.1.8. Проводимые и планируемые мероприятия их ориентировочный объем по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, по защите населения, территории, материальных ценностей. Особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий.

3.1.9. Общие выводы.

 

3.2. Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении ЧС:

3.2.1. Мероприятия при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности):

3.2.1.1. Порядок, способы и сроки оповещения органов управления ОМСУ (объекта), населения    (персонала) об угрозе возникновения ЧС.

Порядок, способы и сроки оповещения и информирования населения в местах возможного возникновения ЧС, привлекаемые для этого силы и средства.

Характеристика технических средств оповещения населения(персонала).

Охват населения (персонала) различными способами оповещения (в %).

Порядок информирования населения (персонала) через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории (объекте) соответствующих режимов функционирования органов управления и сил муниципального звена (объекта) территориальной подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.

 

3.2.1.2. Объем, сроки, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению негативного воздействия ЧС, планируемые силы и средства для ликвидации ЧС:

- установления соответствующих режимов функционирования органов управления и сил муниципального звена (объекта) территориальной подсистемы;

- приведение в готовность сил и средств наблюдения и лабораторного контроля, сил и средств ликвидации ЧС;

- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений, укрытие в них населения (персонала);

- подготовка к выдаче и выдача населению (персоналу) средств индивидуальной защиты проживающих (работающих) в зонах химического и (или) радиоактивного заражения;

- уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) населения;

- приведение в готовность автотранспорта и ПВР населения для эвакуации, отселения и приема населения;

- проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения и противоэпизоотической защите животных;

- проведение профилактических противопожарных мероприятий;

- подготовка к безаварийной остановке производства.

Проведение превентивных мероприятий:

- при угрозе возникновении аварий на системах ЖКХ, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при возникновении природных (лесных, ландшафтных) пожаров, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения аварий на всех видах транспорта, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения аварий на электросетях, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения  гидродинамических аварий, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения аварий на газо-,  нефте-, продуктопроводах, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения аварий на потенциально опасных объектах, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе а возникновения аварий на системах жизнеобеспечения (инженерных сетях), привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения ураганных ветров, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

-  при угрозе возникновения снежных заносов и заторов на дорогах, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе взрывов, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе катастрофических затоплений, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе подтопления паводковыми водами, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе радиационного и химического загрязнении (заражении), привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе возникновения массовых инфекционных заболеваниях людей и животных, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе разрушения зданий и сооружений, привлекаемые для их выполнения силы и средства;

- при угрозе террористических актов и межнациональных конфликтов, привлекаемые для их выполнения силы и средства.

3.2.2. Мероприятия при возникновении ЧС (режим ЧС):

3.2.2.1. Порядок и сроки оповещения органов управления ОМСУ (объекта), населения (персонала) о возникновении ЧС.

3.2.2.2. Порядок действий органов повседневного управления по вопросам сбора, обмена информацией о ЧС, направления деятельности сил и средств ликвидации (с указанием сроков выполнения мероприятий).

3.2.2.3. Развертывание и приведение в готовность сил и средств, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.

3.2.2.4. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):

- укрытие в защитных сооружениях;

- обеспечение средствами индивидуальной защиты;

- эвакуация (отселение) населения (персонала);

- противопожарные мероприятия;

- лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Мероприятия по защите населения (персонала):

- при возникновении аварий на системах ЖКХ, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при возникновении природных (лесных, ландшафтных) пожаров, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при авариях на всех видах транспорта, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС:

 на объектах железнодорожного транспорта;

 на объектах автомобильного транспорта;

 на объектах воздушного транспорта;

 на объектах речного транспорта;

- при возникновении аварий на электросетях;

- при возникновении  гидродинамических аварий привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при возникновении аварий на газо-,  нефте-, продуктопроводах привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при авариях на потенциально опасных объектах, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях), привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

 - при ураганных ветрах, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при снежных заносах и заторах на дорогах, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при взрывах, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при катастрофических затоплениях, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при подтоплениях паводковыми водами, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при радиационном и химическом загрязнении (заражении), привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при разрушении зданий и сооружений, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС;

- при террористических акциях, привлекаемые силы и средства для ликвидации данной ЧС и т.д.

3.2.2.5. Защита продукции животноводства и растениеводства, герметизация складских помещений, защита животных и другие мероприятия (их объем, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства).

3.2.2.6. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

3.2.3. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите населения и территории от ЧС:

- разведка (общая, радиационная, химическая, инженерная, пожарная, медицинская, санитарно-эпидемиологическая);

- техническое обеспечение;

- инженерное обеспечение;

- материальное обеспечение;

- гидрометеорологическое обеспечение;

- медицинское обеспечение;

- противопожарное обеспечение;

- обеспечение продовольствием и вещевым имуществом;

- обеспечение горюче-смазочными материалами;

- организация комендантской службы (охрана общественного порядка).

3.2.4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства.

Порядок проведения АСДНР в ОМСУ(на объекте), привлекаемые для этого силы и средства;

Организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и ее восстановление привлекаемые для этого силы и средства;

3.2.5. Организация взаимодействия при ликвидации ЧС.

Взаимодействие с органами военного командования, КЧС соседних ОМСУ, общественными организациями и объектами по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, направления сил и средств для ликвидации ЧС.

3.2.6. Организация управления при ликвидации ЧС

при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации:

- порядок занятия комиссиями по  предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной  безопасности ОМСУ (объектов), оперативными группами и (или) оперативными штабами по ликвидации ЧС  ОМСУ (объекта),  пунктов управления (ПУ) и подвижных пунктов управления (ППУ) ОМСУ (объекта);

- характеристика и оборудование ПУ и ППУ ОМСУ (объекта);

- организация оповещения и информирования органов управления, сил и  средств ОМСУ (объекта), рабочих, служащих и  остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС;

при возникновении чрезвычайной ситуации:

- организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (организациями).

 

3.3. Приложения к плану действий:

3.3.1. Приложение № 1. Возможная обстановка при возникновении ЧС.

Разрабатывается на карте (180х220 см, для городских (сельских) поселений и объектов можно 120х160 см.), на которую наносятся:

- границы административно-территориального деления (границы объекта);

- органы управления (пункты управления);

- пункты постоянной дислокации пожарных частей (с границами районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований, в том числе выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для ликвидации ЧС;

- места расположения радиационно-, химически-, биологически-, взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения (загрязнения);

- места розлива нефти и нефтепродуктов;

- места расположения объектов жизнеобеспечения;

- места расположения крупных объектов массового скопления населения;

- водоемы с обозначениями по видам (с организованными зонами отдыха (с купанием и без), декоративные и т.д.), с характеристиками;

- гидроузлы с зонами возможного затопления, районы возможного подтопления;

- населенных пункты, объекты экономики, участки нефтегазопроводов, автомобильных и железных дорог, мостов, скотомогильники, склады с ядохимикатами, накопители промышленных отходов, социально значимые объекты,  склады с взрывчатыми веществами и радиоактивными отходами попадающие в зону подтопления и  лесных пожаров;

- численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (таблица);

- пункты размещения запасов материально-технических средств;

- ПВР;

- медицинские и ветеринарные учреждения.

3.3.2. Приложение № 2. «Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС» - разрабатывается в табличном виде по форме, представленной в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям.

В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов ЧС как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам ЧС также по разделам.

3.3.3. Приложение № 3. Решение КЧС и ПБ на ликвидацию ЧС.

Разрабатывается на карте (180х220см, для городских (сельских) поселений и объектов можно 120х160 см.), на которую наносятся:

- возможная пожарная, радиационная, химическая, биологическая (бактериологическая), паводковая обстановка;

- места размещения пунктов управления;

              - места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств, необходимые данные о них;

            - границы зон ответственности соответствующих формирований;

- замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) и способы выполнения задачи; распределение сил и средств усиления; расположение формирований в группировке сил; количество эшелонов, смен в эшелоне, резерв; задачи силам, участки и разграничительные линии между ними; главные вопросы взаимодействия и обеспечения; основы организации управления;

- маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;

- маршруты эвакуации;

- сигналы управления и оповещения;

- другие необходимые данные.

3.3.4. Приложение № 4. «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС» (в режиме повышенной готовности и в режиме ЧС) - разрабатывается в табличном виде по форме, представленной в приложении № 2 к настоящим методическим рекомендациям.

3.3.5. Приложение № 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение отрабатывается в схематичной форме.

3.4. Приложения № 1-5 утверждаются председателем КЧС и ПБ ОМСУ (объекта), подписываются руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (объекта).

4. Структура инструкции по действиям персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС.

4.1. Инструкция определяет порядок действий персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.

Весь персонал объекта обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении ЧС и не допускать действий, которые могут вызвать угрозу жизни и здоровью персонала (переменного состава, посетителей и т.д.).

ЧС могут возникнуть внезапно или после различного по продолжительности периода угрозы возникновения. Исходя из этого период угрозы возникновения ЧС должен быть в максимальной мере  использован для предотвращения ЧС или уменьшения возможного ущерба.

С этой целью, исходя из режима функционирования муниципального звена, объект также переводится в соответствующий режим функционирования.

Инструкция хранится у руководителя объекта. Ее содержание доводится  до всего персонала. Для ответственных должностных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач в ЧС.

4.2. Инструкция состоит из текстуальной части и трех приложений:

4.2.1. Текстуальная часть:

4.2.1.1. Возможная обстановка  на объекте при возникновении ЧС.

4.2.1.2. Порядок действий персонала при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера:

- порядок оповещения руководства и персонала об угрозе возникновения ЧС;

- порядок проведения эвакуационных мероприятий;

- порядок организации защиты персонала и посетителей от поражающих факторов ЧС;

- порядок организации мероприятий по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения ЧС.

4.2.2. Приложение № 1. «Календарный план действий при угрозе возникновения и возникновении ЧС» - разрабатывается в табличном виде по форме, представленной в приложении № 3 к настоящим методическим рекомендациям.

В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов ЧС как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам ЧС также по разделам.

4.2.3 Приложение № 2. План (схема) возможной обстановки  на объекте при возникновении ЧС (цветная).

4.2.4. Приложение № 3. «Схема оповещения (сбора) сотрудников».

4.3. Приложения № 1-3. Утверждаются руководителем объекта, подписываются лицом уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны объекта.

5. Порядок разработки, корректировки и уточнения плана действий (инструкции)

5.1. Разработка плана действий (инструкции) осуществляется в три этапа:

- организационно-подготовительный;

- практическая разработка;

- согласование и утверждение.

5.2. Организационно-подготовительный этап включает:

5.2.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территории от ЧС. Изучение и анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и разработке плана действий.

5.2.2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:

- выявление объектов и  территории, представляющих существенную опасность для населения;

- проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов ЧС, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации ЧС, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

- получение сведений о территории и численности населения, которые могут оказаться в зонах ЧС (пожаров, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами).

С учетом специфики местных условий могут отражаться и другие данные (сведения).

5.2.3. Составление календарного плана по разработке документов плана действий.

В календарном плане по каждому этапу определяется: наименование вида ЧС, наименование мероприятий, объем выполняемых мероприятий, ответственные исполнители, сроки исполнения, отметка о выполнении.

5.3. Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает:

- практическую разработку и оформление документов плана действий;

- проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с органами управлениями муниципального звена ТП Волгоградской области РСЧС, с руководителями аварийно-спасательных и пожарно-спасательных служб и формирований привлекаемых к ликвидации ЧС в соответствии с Планом действий, с главами соседних  муниципальных образований и с руководителями соседних объектов.  Планы действий ОМСУ с Облком ЧС Волгоградской области.

Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может  сложиться при угрозе и возникновении ЧС, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий ЧС.

При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):

- возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, подтопления, лесных и ландшафтных пожаров;

- численность населения, организаций, которые могут оказаться в зоне бедствия;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб);

- предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС ее последствий, объем предстоящих мероприятий;

- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

5.4. План действий ОМСУ разрабатывается в одном экземпляре и хранится в органе специально уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Планы действий (инструкции) объектов, расположенных на территории района, по предупреждению и ликвидации ЧС разрабатываются в одном экземпляре и хранятся на данных объектах.

5.5. Согласование и утверждение документов плана действий осуществляется на завершающей стадии их разработки.

5.6. План действий согласовывается (Приложение №4):

- план действий городского округа и муниципального района–  с Главным управлением МЧС России по Волгоградской области;

- план действий городского (сельского) поселения – с Главой муниципального района;

- планы действий объектов:

а) потенциально-опасного объекта – (1-4 класса опасности) с Главным управлением МЧС России по Волгоградской области и с руководителем органа, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа или муниципального района, ПОО - (5 класса опасности) с руководителем органа, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа или муниципального района);

б) объекта, арендуемого помещения, производственной площади - с руководителем органа, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа или муниципального района и  арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом;

в) иных объектов - с руководителем вышестоящего органа специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС и (или) гражданской обороны (при наличии такового) и с руководителем органа, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа или муниципального района.

5.7. Инструкция разрабатывается в единственном экземпляре, хранится на объекте.

Инструкция утверждается руководителем объекта или лицом, уполномоченным  совершать от имени собственника действия, необходимые

для управления имуществом.

Инструкция подписывается работником, специально уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от ЧС и гражданской обороны.

Инструкция согласовывается:

- объекта, с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа или муниципального района;

- организации, арендующей помещения, производственные площади, - с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны городского округа или муниципального района и арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

5.8. Корректировка плана действий (инструкции) осуществляется  по мере необходимости, но не реже 1 раз в год (до 1 февраля) по состоянию на 1 января. При этом производится запись в листе корректировки о дате и должностном лице, проводившем корректировку.

Корректировка плана действий может проводиться также по результатам учений, тренировок.

5.9. Переработка плана действий (инструкции) осуществляется 1 раз в 5 лет.

5.10. Планы действий могут уточняться при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

5.11. Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится КЧС и ПБ ОМСУ (объекта), осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС, для обеспечения ее работы создается оперативный штаб ОМСУ (объекта).

 

Скачать приложения

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить