В последнее время в средствах массовой информации периодически возникает полемика по внесенным Правительством РФ изменениям в Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, в соответствии с которым граждане РФ получили возможность подавать заявления через Портал государственных услуг о регистрации по месту жительства и по месту пребывания в форме электронного документа.
Высказываются опасения в части возможного использования механизма оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ отдельными гражданами для оформления регистрации без согласия собственников (нанимателей) жилых помещений. Имеются случаи поступления от граждан заявлений, по вопросу запрета регистрации в их жилые помещения других граждан без представленных лично ими заявлений.
УФМС России по Волгоградской области разъясняет:
Порядок уведомления о месте и сроке временного проживания по почте, либо подача заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа также, как и при личном обращении, предусматривают представление гражданином указанных в пункте 9 Правил документов, а именно: заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме, копии документа, удостоверяющего его личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания в конкретном жилом помещении (договор найма/поднайма/безвозмездного пользования, либо заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение, удостоверенного нотариально или должностным лицом, ответственным за регистрацию). Вместе с тем в ходе представления данной услуги из-за отсутствия электронно-цифровой подписи возникает вопрос легитимности представляемых гражданами заявлений.
На данном этапе, возможности по использованию электронной цифровой подписи по объективным причинам у граждан не имеется, поэтому до решения этого вопроса по существу, в целях придания легитимности представляемым гражданами заявлениям в форме электронного документа возникает необходимость в одноразовом посещении заявителем органа регистрационного учета для проставления личной подписи на поступившем от него заявлении в форме электронного документа и предъявления документа, удостоверяющего его личность, а также надлежаще заверенного документа, являющегося основанием для временного проживания в указанном им в заявлении жилом помещении.
Оптимизация формата настоящей государственной услуги в электронном виде направлена на возможность выбора гражданином способа обращения в орган регистрационного учета и ни в коей мере не способна ущемить права собственников (нанимателей) жилых помещений в части владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Обращаем внимание граждан на нецелесообразность обращения в органы ФМС России и жилищные организации, исполняющие обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, с заявлениями о запрете регистрации других граждан в принадлежащие им на праве собственности жилые помещения. |