ПОСТАНОВЛЕНИЕ 1171 Печать
16.08.2011 14:46

Администрация
Светлоярского муниципального района Волгоградской области


 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2011 г.            № 1171

Об одобрении прогноза социально-
экономического развития Светлоярского
муниципального района на 2011 год и
плановый период 2012-2014 годов

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2014 годов, разработанный в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 19 Положения о бюджетном процессе в Светлоярском муниципальном районе, утвержденного Решением Светлоярской районной Думы от 05.04.2010 г. № 10/78


п о с т а н о в л я ю:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2014 годов.
2. Представить прогноз социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2014 годов в установленном порядке в Светлоярскую районную Думу и Контрольно-счётную палату Светлоярского муниципального района.
3. Общему отделу администрации Светлоярского муниципального района (Иванова Н. В.) обеспечить опубликование прогноза социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2014 годов на официальном сайте администрации Светлоярского муниципального района.
4. Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области Б.Б. Короткова.

Глава муниципального района                                                     Н.В. Крутов

 

Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития Светлоярского муниципального района Волгоградской области на 2011 год и основные параметры прогноза на период до 2014 года


Прогноз социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012 и 2014 годов (далее – прогноз) разработан в соответствии решения Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 14 марта 2008г. №37/211 «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в Светлоярском муниципальном районе», постановления администрации Светлоярского муниципального района от 05.04.2011г. № 482 «О порядке разработки Прогноза социально-экономического развития Светлоярского муниципального района Волгоградской области».
Исходными данными для разработки основных показателей прогноза являются отчетные данные органов местного самоуправления, отчетные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Межрайонной ИФНС России №8 по Волгоградской области по Светлоярскому району, данные Паспорта социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011-2014 годы.
Основной целью социально-экономического развития Светлоярского муниципального района Волгоградской области является повышение качества жизни населения путем создания условий для увеличения продолжительности жизни, прироста населения, сокращения населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Демография и повышение качества жизни населения

Демографическую ситуацию на протяжении последних лет как в целом по стране, так и в Светлоярском муниципальном районе, в частности, нельзя назвать благополучной. Ключевой проблемой российской демографии остается высокая смертность, устойчиво превышающая рождаемость.
В 2010г. среднегодовая численность постоянно проживающего населения в Светлоярском муниципальном районе составила 38,384 тыс. человек. Численность городского населения в общей численности населения составляет 32,6%.
По оценке Всероссийской переписи населения 2010г. численность постоянного населения на 1 января 2011г. составила 38,353 тыс. человек.
В состав  Светлоярского муниципального  района  входят 1 городское и 9 сельских поселений.

Денежные доходы и расходы населения

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Рост уровня жизни создаст возможности и материальную базу для улучшения качества жизни. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, а также условия жизни.
Основным и стабильным источником доходов населения является заработная плата. В оценочном и прогнозном периоде, при сопоставлении денежных доходов и расходов населения сохраняется сложившаяся и характерная для Светлоярского муниципального района тенденция превышения доходов населения над расходами.
В 2010 году суммарный объем денежных доходов населения района составил 2709,48 млн. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом почти на 4,1 процента.
Опережающими темпами выросли социальные трансферты населения. Общий объем пенсионных выплат увеличился на 37,8 процента, пособий и социальной помощи – на 31,5 процента.
Фонд заработной платы работающих во всех отраслях экономики района в 2010году составил 1112,0 млн. рублей и снизился по сравнению с 2009 годом на 3,4 процента.  При этом среднемесячная заработная плата наемных работников в целом по району на 7,9 процента снизилась по сравнению с уровнем 2009 года.
В течение 2010 года население района потратило лишь 99,8 процентов своих доходов.
Суммарный объем денежных расходов населения Светлоярского муниципального района составил 2704,38 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом он возрос на 4,1 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2010 году увеличились на 7,3 процента по сравнению с 2009 годом и сложились в сумме 5440 рублей.
В 2012 -2014 годах продолжится  рост номинальных и реальных денежных доходов населения. Номинальные денежные доходы населения в 2014 году увеличатся на 37,6 процентов к уровню с 2010 года. Реальные  располагаемые  денежные  доходы  населения  возрастут на 32 процента. На формирование денежных доходов, по-прежнему,  будет оказывать влияние  деловая и предпринимательская активность населения региона. Планируется значительное увеличение социальных трансфертов (пенсий всем категориям пенсионеров, пособий матерям и т.д.).
Объем номинальных денежных расходов и сбережений населения в 2014 году увеличится на  37,6 процентов  по сравнению с 2010 годом.
Среднемесячные доходы на душу населения в 2014 году составят 8047 рублей и увеличатся по сравнению с 2010 годом на 36,8 процента.
Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения района на период до 2012-2014 года разработан на основе сложившихся тенденций социально-экономического развития Светлоярского муниципального района Волгоградской области, сценарных условий Минэкономразвития России.
По прогнозу до 2014 года сохранится тенденция роста реальных располагаемых денежных доходов населения.

Трудовые ресурсы и занятость

Формирование трудовых ресурсов в перспективе будет складываться под влиянием демографических ограничений.
Численность занятых в экономике района с учетом уменьшения уровня безработицы будет иметь тенденцию к увеличению. В 2014 году согласно прогнозным оценкам она увеличиться на 80 человек к 2010г.
По состоянию на 01.01.2010г. в ГУ ЦЗН Светлоярского района численность зарегистрированных безработных граждан составила 1193 человек (уровень регистрируемой безработицы составлял – 6,85%).
По состоянию на 01.01.2011г. зарегистрировано - 914 безработных гражданина. Уровень регистрируемой безработицы составляет – 5,69%.
Уровень регистрируемой безработицы в 2011 году по оценке может составить 3,64 процента его значение по прогнозу на 2014г. может снизится до 2,77 процентов.

Безопасность населения

Снижение уровня преступности на территории Светлоярского муниципального района и обеспечение качественного контроля за ситуацией на объектах ЖКХ и бюджетной сферы, а также в местах массового скопления людей привела к поиску решений направленных на повышение уровня общественного порядка. Одним из наиболее эффективных инструментов в сфере организации общественного порядка и безопасности, признанных во всем мире является комплексная система видеонаблюдения. На территории Светлоярского муниципального района в рамках программы «Профилактика правонарушений на территории Светлоярского муниципального района на 2007-2010гг.», «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области на 2007-2010гг.», «Безопасный Светлый Яр на 2008-2009гг.» в 2008-2009г. была реализована часть проекта по созданию единой системы видеонаблюдения «Безопасный Светлый Яр».
Светлоярский муниципальный район – сельский, большая часть объектов которого территориально удалена от районного центра, что представляет определенную сложность в осуществлении контроля за порядком. Именно данное обстоятельство и определило направленность проекта в целом.
На сегодняшний день в рамках данного проекта введены в эксплуатацию системы видеонаблюдения в здании администрации Светлоярского муниципального района, в двух школах  МОУ СОШ № 1 и МОУ СОШ № 2 им. Ф.Ф. Плужникова, расположенных на территории р.п. Светлый Яр. Произведена настройка волоконно-оптических каналов связи, а также осуществлен вывод  данных систем на серверное оборудование в администрации Светлоярского муниципального района. Данные комплексы явились лишь частью глобальной системы видеонаблюдения, планируемой к внедрению на территории Светлоярского муниципального района. Всего в рамках данного проекта предполагается установка более чем 120 камер видеонаблюдения на объектах социальной сферы (школы, детские сады, ДК Октябрь), бюджетной сферы и ЖКХ, а также в местах массового скопления людей (на основных автобусных остановках р.п. Светлый Яр, на основных перекрестках по ул. Сидорова в р.п. Светлый Яр).
Приоритетными направлениями деятельности РОВД на 2012-2014 годы остаются:
- борьба с терроризмом: обеспечение безопасности важных объектов и объектов жизнеобеспечения; недопущение террористических актов и диверсий на территории района;
- борьба с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и наркотических средств;
- выявление и пресечение преступлений в сфере экономики, особенно в кредитно-финансовой сфере, на потребительском рынке, на рынке нефтепродуктообеспечения, направленных против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе взяточничества. Особое внимание уделить незаконному обороту этилового спирта и алкогольной продукции;
- борьба с особо тяжкими и тяжкими преступлениями, как преступлениями, вызывающими наибольший общественный резонанс;
- укрепление законности и служебной дисциплины, автотранспортной дисциплины в деятельности личного состава РОВД;
- укрепление законности при регистрации и учете преступлений.

Социальная сфера

Образование
В соответствии с государственной образовательной политикой деятельность администрации района в сфере образования в 2010  году была  направлена на обеспечение стабильности функционирования системы образования, реализацию приоритетных, актуальных и перспективных задач по обеспечению государственных гарантий доступности образования, повышения качества в соответствии с потребностями общества и государства.  
Для достижения указанных целей решались следующие задачи:
- развитие системы образования в условиях модернизации российского образования;
- обеспечение соблюдения действующих норм законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое качество образования. 
Одна из главных задач администрации муниципального района - развитие и укрепление материальной базы детских садов, предоставление максимально возможного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В 2010 году количество детей посещающих детский сад составило 1230 человек. Начиная с 2004 года, вследствие повышения рождаемости и роста потребности в услугах дошкольного образования, отмечается рост очередности детей. В 2010 году количество желающих посещать  наши дошкольные учреждения составило свыше 500 человек.
В связи с этим, администрацией района в рамках районной «Программы развития сети дошкольных образовательных учреждений» ведется постоянная работа  по увеличению количества мест в детских садах за счет восстановления пустующих помещений. Так, в прошедшем году в трех детских садах района (Большечапурниковском, Червленовском, Привольненском ) открыто по одной группе на двадцать мест в каждой.
Капитально отремонтированы все помещения, приобретена необходимая мебель, установлена пожарная сигнализация  для открытия дошкольного учреждения на базе Чапурниковской начальной школы. В настоящее время детский сад получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности.  
В районе осуществляют учебно-воспитательную деятельность 17 школ с количеством учащихся 3260 человек.  Все школы были полностью подготовлены к началу учебного года и приняты органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора.
В прошедшем учебном году нашими выпускниками единый государственный экзамен сдан успешнее, чем в 2009 году. Исходя из сравнительных результатов по области, наш район по  суммарному среднему баллу по обязательным предметам  занял  седьмое место среди сельских районов, а по математике наши выпускники - на III месте в области!  
В летний период 2010 года в 18 лагерях с дневным пребыванием на базе школ оздоровительной работой было охвачено 680 детей, а в районном детском оздоровительном лагере «Чайка» отдохнуло и укрепило свое здоровье 719 детей. 
Организация полноценного питания в общеобразовательных учреждениях района является одним из важных факторов сохранения здоровья обучающихся. В связи с этим отдел образования района, руководители школ ведут постоянный контроль за организацией питания, улучшения технологического оснащения пищеблоков.  
В 2010 году на питание наших школьников затрачено:
•    4 805 тыс. рублей из областного бюджета;
•    1 955 тыс. рублей из районного бюджета.

На сегодняшний день горячее питание получают более 87% школьников из 12 школ района.  В 2010 году был открыт пищеблок в Кировской школе, что позволило обеспечить полноценным горячим питанием порядка 100 ребят.
Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Принятые нормативные правовые акты различных уровней позволили развить новые формы устройства детей в семью. Если в 2007 году на территории района проживали 4 приемные семьи, а в них 5 детей,  то  в настоящее время на учете в органах опеки и  попечительства  состоит  приемных семей - 13, в них 22 ребенка.
В 2010 году приобретено 14 жилых помещений сиротам на сумму      7624 тыс. рублей. 
С целью обеспечения безопасности учащихся и воспитанников 5 школ и 2 детских сада района были оборудованы в 2010 году автоматической пожарной сигнализацией  на сумму более 800 тыс. рублей.
В течение прошедшего года укреплялась и материально-техническая база учреждений образования. На приобретение различного оборудования и учебной мебели из районного бюджета израсходовано 1 380 тыс. рублей.
Для создания комфортных условий учащимся и воспитанникам были проведены капитальные и текущие ремонты школ и детских садов на общую сумму более 13,0 млн. рублей. Наиболее значимые виды ремонтов:
-реконструкция кровли в Ивановской школе – 3500 тыс.рублей;
-установка узлов учета тепла в 4-х детских садах Светлого Яра – 550 тыс.рублей;
-устройство  душевых кабин в Привольненской и Червленовской школах -    - 565 тыс. рублей;
-ремонт шиферной кровли в Райгородской СОШ  - 453 тыс. рублей;
-замена системы отопления в Дубовоовражском детском саду -200 тыс. рублей;
-установка 18 пластиковых окон в Светлоярской школе № 1 – 270 тыс. рублей;
--отделка фасада металлосайдингом,  устройство шиферной кровли и ремонт отмостки в Большечапурниковской школе, ремонт группы в детском саду (средства Большечапурниковского сельского поселения) - 7200 тыс. рублей;
-текущий ремонт учреждений образования к началу учебного года – 265 тыс. рублей.

Задачи на 2011-2014 годы:
Расширение и сохранение сети дошкольных образовательных учреждений: открытие дополнительной группы в Цацинском, Кировском, Большечапурниковском детских садах и 2-х групп в Светлоярском ДОУ № 4.
Обеспечение своевременного проведения процедуры  лицензирования школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений района.


Здравоохранение
В 2010 году выполнены поставленные задачи по проведению лицензирования медицинской деятельности МУЗ "Светлоярская ЦРБ". 
В период подготовки к лицензированию  проведен капитальный ремонт в Дубовоовражной, Цацинской, Червленовской, Наримановской амбулаториях, Ивановском, Соляновском, Райгородском ФАПах, Приволжской участковой больнице. Выполнены ремонтные работы в режимных кабинетах взрослой и детской поликлиниках, операционного блока, внутрибольничной аптеки. Общая стоимость проведенных работ составила  1 931,0 тыс. рублей.
В целях обеспечения выполнения требований выполнения санэпидрежима приобретено медицинское оборудование, медицинский инструментарий на общую сумму 1  109,0 тыс. рублей.
В настоящее время на территории Светлоярского района проведена реструктуризация здравоохранения в объеме сокращения 25 коек круглосуточного стационара (9 коек по Светлоярской районной больнице и 16 коек по Привольненской участковой больнице). Всю плановую госпитализацию стационарных отделений, где количество коек уменьшилось, взял на себя дневной стационар. Привольненская участковая больница с 15 января функционирует в статусе Привольненской амбулатории, имеющей в своей структуре 15 коек дневного стационара.
- коечный фонд круглосуточного стационара в 2010г. составил 141 койку, в 2011 году – 116 коек;
- койки дневного стационара в 2010 году составили 65 мест, в 2011 году – 64 места.
Целью реформирования системы здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развития профилактической направленности деятельности МУЗ "Светлоярская ЦРБ" и формирования здорового образа жизни.
Важнейшими составляющими комплексной оценки здоровья населения является структура и уровень заболеваний.
В структуре общей заболеваемости взрослого населения в 2010 году на первом месте регистрировались болезни системы кровообращения – 33,2%, на втором – болезни органов дыхания – 19,1%, третьем – болезни пищеварительной системы – 11,6%. Рост заболеваемости отмечен  практически во всех классах. Обращает на себя внимание рост болезней кровообращения (ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии), злокачественных заболеваний. Число пациентов, направленных на освидетельствование в бюро медико - социальной экспертизы составило 620 человек, признаны инвалидами в 2010 году 530 человек. В течение года дважды в неделю обеспечивалась транспортировка  в уронефрологический центр города Волжский жителей района для получения высокотехнологических видов лечения.
В структуре заболеваемости детского населения  первые ранговые места занимают заболевания органов дыхания, болезни системы пищеварения, болезни органов зрения.
В течение 2010 была отлажена работа по патронажному наблюдению детей, особенно детей первого года жизни.  Проведено закрепление детского населения  за участковыми врачами педиатрами по территориальному принципу. Осмотр детей педиатрами производится по месту проживания, соблюдается принцип осмотра ребенка педиатром на дому в первые десять дней жизни после выписки из родильного дома.
Это внесло свой вклад в то, что в течение 2010 года по Светлоярскому району не зарегистрированы  случаи смерти детей первого года жизни. Впервые за многие годы младенческая смертность по району равна нулю.
Укомплектованы профессиональными врачебными кадрами ставки узких специалистов районной поликлиники – эндокринолога, онколога. На постоянной основе работает участковый врач – терапевт в амбулатории Большечапурниковского сельского поселения.
Сократилось число заболеваний с диагнозом, установленным в первые в жизни.
Возросла хирургическая активность центральной районной больницы. В 2010 году продолжились мероприятия по  осуществлению долечивания заболеваний в санаторно – курортных условиях непосредственно после стационарного лечения в районной больнице; восстановительное лечение больным после острых инфарктов миокарда, перенесенного инсульта, проведенного оперативного лечения на органах брюшной полости, а так же  беременных в санаториях Волгоградской области.
В Центр Здоровья Красноармейского района города Волгограда направлено 67 человек.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается напряженной. В 2010 году приостановился рост случаев впервые выявленного туберкулеза,  регистрируемый с 2003 года. Выявлено 50 больных туберкулезом, что на 4 случая меньше предыдущего года. В течение года  обследование населения на туберкулез проводилось двумя передвижными флюорографами.
В 2010 году на территории района вновь выявлено 6 ВИЧ – инфицированных, что на 1 случай больше числа зарегистрированных больных  в 2009 году. Всего  с 1994 года  в Светлоярском районе выявлено  87 ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день в районе зарегистрировано 7 детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей.
В 2010 году по Червленовскому, Наримановскому сельским поселениям, а так же в с. Ивановка зарегистрирована  вспышка заболеваемости вирусным гепатитом А.  Число заболевших  составило 47 человек, большая часть из которых дети. Во всех случаях проведены противоэпидемиологические мероприятия, с профилактической целью проведена вакцинация 560 детей. На сегодняшний день уже получена вакцина и проводится плановая  ревакцинация этих детей. 
В 2010 году проводилась ежегодная иммунизация населения против гриппа. Использовалась вакцина против сезонного и пандемического гриппа, благодаря чему в настоящее время на территории Светлоярского района не зарегистрирована вспышка данной инфекции. Заболевших гриппом среди привитых нет.
Профилактикой неинфекционных заболеваний занимались специалисты отделения медицинской профилактики МУЗ "Светлоярская ЦРБ". В течение года на территории Волгоградской области и Светлоярского района  проводились профилактические акции, приуроченные к  календарю дат Всемирной организации здравоохранения, в проведении которых принимали активное участие службы районной администрации, организации, расположенные на территории Светлоярского района.  Благодаря этому повысилась обращаемость населения за медицинской помощью, выявляемость заболеваний, в том числе социально – значимых на ранних стадиях развития.
На укрепление материально -  технической базы были использованы средства депутатов Волгоградской областной Думы в размере 87,0 тыс. рублей, реализованы наказы к депутатам Светлоярской районной Думы  в объеме 844,54 тыс. рублей. Привлечены средства хозяйствующих субъектов в размере более 1 млн. рублей.
МУЗ "Светлоярская ЦРБ" представила проект «Ветеран» и одержала победу в VII конкурсе социальных проектов, проводимом  нефтяной компанией  «Лукойл» в Нижнем Поволжье в номинации «Великая Победа». На средства, полученные в результате победы в конкурсе, установлены пандусы в центральной районной больнице и поликлинике, отремонтированы две палаты, кабинет районной поликлиники.
В течение года продолжалось льготное лекарственное обеспечение жителей района из средств муниципального бюджета. Всего на эти цели израсходовано 355 тыс. рублей.    
В муниципальном бюджете на 2011 год на льготное лекарственное обеспечение запланировано  600 тыс. рублей.
Из средств федерального бюджета на сумму 4 723,0 тыс. рублей произведено обеспечение  дорогостоящими лекарственными препаратами 11 жителям района, страдающим социально-значимыми заболеваниями. Средняя стоимость одного  рецепта составила 58  тысяч рублей.
Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий жителей, сохранивших право пользования социальным пакетом Светлоярского муниципального района произведено на сумму 5 489 тыс.  рублей.
Расходы по целевым программ за 2010 год составили 140,09 тыс. рублей, на 2011 год приняты к исполнению следующие целевые программы на общую сумму 254,0 тыс. рублей:
- целевая программа «Анти-Вич/Спид» в Светлоярском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;
- районная целевая программа «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Светлоярском муниципальном районе на 2011-2013 годы»;
- районная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению  наркотикам и их незаконному обороту на территории Светлоярского муниципального  района на 2010-2012 годы»;
- районная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности МУЗ «Светлоярская ЦРБ на 2011-2013 годы»
С целью улучшения качества оказания медицинской помощи населению Светлоярского района планируется в срок до 2014 года увеличить численность основного персонала (врачей, среднего медицинского персонала).
Приоритетными направлениями  в области здравоохранения  на 2011 -2014 годы остаются мероприятия по улучшению показателей здоровья населения района, увеличения рождаемости, снижению смертности во всех возрастных группах, реализацию мероприятий национального проекта «Здоровье» и  Концепции развития здравоохранения до 2020 года.
Основные задачи:
-Укомплектование штатных единиц врачебного состава узкого профиля.
-Проведение капитального ремонта районной поликлиники и здания центральной районной больницы.
-Завершение работ по установке противопожарной сигнализации во всех подразделениях ЦРБ".
- Обновление санитарного автопарка.
- Проведение лицензирования фармдеятельности  МУЗ "Светлоярская ЦРБ".
Развитие здравоохранения в Светлоярском муниципальном районе в прогнозируемом периоде ориентировано на последовательное создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в медицинских услугах, повышение доступности  и качества предоставляемых медицинских услуг, преодоление проблем функционирования и кадрового обеспечения  сферы здравоохранения.

Культура
В Светлоярском муниципальном районе осуществляют свою деятельность 18 учреждений клубного типа, парк отдыха, кинотеатр «Маяк», 17 библиотек, МУК «Районный историко-краеведческий музей», Светлоярская детская школа искусств. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса района.
С целью сохранения культурного потенциала Волгоградской области и Светлоярского муниципального района в 2012-2014 годах  ставятся  следующие  задачи и пути реализации:
сохранение инфраструктуры объектов культурного наследия;
комплектование музейных и библиотечных фондов;
дальнейшее развитие региональных, межрегиональных и меж¬дународных культурных связей;
сохранение традиционных культур народов, проживающих в Светлоярском районе и Волго¬градской области, приобщение к ним населения;
развитие новых форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;
сохранение  и  развитие  системы  художественного  и профессионального образования, профессионального мастерства;
обеспечение общедоступности и массового характера доступности дополнительного образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований;
адресная поддержка профессионального искусства, литературы и художественного творчества;
поддержка творческих союзов;
внедрение новых информационных технологий;
укрепление материально-технической базы  учрежде¬ний культуры.
Основные результаты культурной деятельности выражаются:
- в доступности и расширении предложений населению культурных благ и информации в сфере культуры;
- в создании благоприятных условий для творческой деятельности, освоении новых форм и направлений культурного обмена.

Молодежная политика
Определяя для себя молодежную политику как кадровую политику будущего, вложение сил и средств в завтрашний день, администрация Светлоярского муниципального района видит свою стратегическую цель в создании условий для реализации и развития потенциала молодежи. Отношение к молодежи меняется: сегодня она рассматривается не как проблема, а как ресурс. Именно поэтому в реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: на первый план выходит не социальная поддержка молодежи, а создание эффективных механизмов включения ее в созидательную деятельность.
Деятельность структур по реализации молодежной политики на территории Светлоярского муниципального района вышла в 2009г. далеко за его границы. Молодежь Светлоярского района активно участвует в межмуниципальных конкурсах и проектах.
В нашем районе сформирована соответствующая инфраструктура отрасли, представленная Отделом по делам молодежи  - районным Координационным советом по реализации мероприятий молодежной политики – специализированными учреждениями по работе с молодежью ( в 3 поселениях) – специалистами по работе с молодежью администраций поселений. Кроме того, на территории поселений созданы и осуществляют работу с молодежью по месту жительства молодежные советы. А в 2010 году при Светлоярской районной Думе сформирован молодежный парламент.
Анализ работы молодежных советов, районного Координационного совета показывает, что за последние годы сформировался устойчивый состав, определилась стратегия развития молодежного движения на основе философии «малых дел». Основным направлением этой работы является развитие волонтерского, добровольческого движения в среде молодых людей. На счету молодежи много социально значимых дел. В рамках акции «Дети, совесть и прибыль», направленной на предупреждение продажи несовершеннолетним алкогольной, табачной продукции, пива, проведены рейды по торговым точкам, дискотекам, налажен диалог с предпринимателями общественности.
В мае 2010 года в преддверии Дня молодежи России на базе ДОЛ «Чайка» состоялся слет рабочей молодежи «Сельская молодежь и инновационное развитие», целью которого стало решение актуальных проблем, касающихся сельской молодежи и разработка комплекса мероприятий и рекомендаций по созданию условий для обеспечения трудоустройства молодежи, организации досуга, предоставления жилья для молодежи. В работе слета приняли участие делегации всех 10 поселений района.


Перечень Светлоярских общественных организаций


Планомерная, систематическая работа с внедрением новых форм работы с молодежью по реализации молодежной политики ведется в Большечапурниковском, Червленовском,  Райгородском, Кировском, Приволжском, Дубовоовражном сельских поселениях. Тому подтверждением стал конкурс на лучшую организацию работы с молодежью по месту жительства. По итогам конкурса победителем стало Большечапурниковское сельское поселение.
В течение 2010 года активисты Светлоярской ассоциации детей приняли участие в региональном фестивале «Детство без границ» и областном конкурсе творческих работ «Моя малая Родина». Но самым значимым стало участие в реализации проекта «Полотно Победы», проводимого в рамках одноименной Международной акции, посвященной 65-летию Победы. Активисты создали 2 полотна Победы с наказами ветеранов ВОВ: 1-ое передано в музей-панораму «Сталинградская битва», 2-ое передали в Светлоярский историко-краеведческий музей.
В течение года районная организация старшеклассников Российского Союза молодежи участвовала в районном конкурсе «Достижения».  Самой лучшей первичной организацией стало молодежное объединение «РИНГ» Наримановской СОШ.
В рамках акции Российского союза молодежи «Мы -  граждане России!» 45-ти подросткам Светлоярского района в торжественной обстановке вручены паспорта Российской Федерации.
Современное общество предъявляет к молодежи высокие требования для достижения целей профессионализма и востребованности на рынке труда. И самым главным требованием является – наличие и понимание молодежью образа здорового человека.  В течение года  для групп учебных заведений проводились семинары-тренинги по формированию образа здорового человека, семинары и открытые дни по вопросам  ВИЧ-СПИД, нравственному воспитанию. В течение года на территории района реализовывалась областная информационная компания «Живи здраво – это здорово!», в р.п. Светлый Яр прошла акция, приуроченная к Всемирному Дню жертв СПИДа, подобные акции были организованны и проведены молодежными центрами «Фортуна» (п. Нариман), «Престиж» (с. Червленое) и «Виктория» (с. Цаца) на территории своих поселений.
Двери молодежных центров всегда открыты для талантливой и творческой молодежи в различных направлениях: решение вопросов занятости населения; формирование условий гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; развитие художественного творчества молодежи; формирование и развитие системы клубов и социальных служб; поддержка деятельности детских и молодежных организаций и объединений; развитие системы детского и молодежного отдыха;, формирование здорового стиля жизни у подростков в возрасте от 14 до 25 лет.
В рамках областного Закона «О поддержке специализированных учреждений, осуществляющих работу с молодежью» в отчетном году удалось привлечь средства областного бюджета в размере 155,0 тыс. рублей на развитие материально-технической базы МУ «Центр Электроник», поддержку деятельности патриотических клубов объединений молодых семей.
На развитие деятельности молодежных и детских общественных объединений, их участие в общественной жизни в значительной степени влияет массовая работа с детьми и подростками в период летних каникул. За 2010 год в профильных лагерях и сменах отдохнуло и оздоровилось 479 подростков.
За период с июня  по декабрь 2010 года Отделом по делам молодежи были направлены на оздоровление в санатории РФ и Волгоградской области 88  подростков в возрасте от 7 до 15 лет.
В 2010 году на территории района реализовывалась районная целевая программа «Создание временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан». По итогам областного конкурса программа заняла 1 место. В 2010 году трудоустроено 386 подростков на общую сумму 2098,2 тыс. рублей (в 2009г. – 384 подростка на сумму 2298,6 тыс. рублей).
Эффективной формой занятости, профилактики правонарушений в летний период является организация лагерей труда и отдыха. 40 подростков Привольненского и Червленовского поселений трудились и были организованны полезной деятельностью в течение 21 дня. На организацию стационарных лагерей труда и отдыха в Светлоярском районе затрачено 1 200,0 тыс. рублей.
Молодежная политика – это не только организация досуга и занятости, но и решение социальных проблем молодежи. За 5 лет около 117  молодых семей улучшили свои жилищные условия, стали обладателями собственного жилья по программе «Молодой семье – доступное жилье». В 2010 году за счет средств федерального, областного бюджета  и средств бюджетов поселений 13 семей стали участниками программы. Объем финансирования программы за весь период реализации программы составил: федеральный бюджет – 1+6 557,4 тыс. рублей, областной бюджет  21 356,99 тыс. рублей, местный бюджет 2 333,8 тыс. рублей.
На 2012-2014 годы молодежная политика в Светлоярском муниципальном районе будет направлена на создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, развитие художественного творчества молодежи, правовую защиту и социальную адаптацию молодежи, формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи, развитие системы детского и молодежного отдыха, организацию временной занятости подростков и молодежи, предоставление государственной поддержки в решении жилищных вопросов молодым семьям.
При реализации основных направлений государственной молодежной политики ежегодно будут:
- обеспечены полноценным отдыхом не менее 300 подростков;
- трудоустроены более 350 человек подростков (от 14-17 лет);
- охвачены организованными формами досуга более 6,0 тыс. человек;
- молодые семьи воспользуются государственной поддержкой на приобретение доступного и комфортного жилья  (районная программа «Улучшение жилищных условий молодых семей Светлоярского муниципального района на 2011-2015 годы»).
Реализация основных направлений молодежной политики позволит удовлетворить социально значимые потребности молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, создать в молодежной среде условия, способствующие формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям, будет способствовать ее социальной реабилитации и созданию условий для участия в полноценной жизнедеятельности, увеличит долю детей, подростков и молодежи охваченных различными формами организованного труда и отдыха, создаст условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей.

Физкультура и спорт
Во исполнение ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период с 2006 по 2015 годы» в районом поселке Светлый Яр в 2012-2014 годах будет сдан в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс, что позволит расширить площади для занятия спортом, проведение межпоселенческих и межрайонных спортивных игр.

Основными задачами в развитии физкультуры и спорта в районе остаются:
- создание условий для занятия физкультурой и спортом детей и молодежи;
- развитие детско-юношеского спорта;
- развитие массового спорта среди детей, подростков и молодежи;
- проведение спортивно-массовых мероприятий по различным видам спорта, оздоровительных мероприятий среди всех возрастных категорий населения;
- укрепление материально-технической базы
В результате расширения и укрепления материально-технической базы физкультурных учреждений значительно увеличится количество жителей района регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

Промышленное производство

Анализ экономических показателей развития промышленности Светлоярского муниципального района показывает, что в 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами составил 1886,6 млн. руб., индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 101,1 процента. В 2010 году объем отгруженной продукции в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с 2009г. и составил 115,1 процента в сопоставимых ценах. Оценка объема отгруженных товаров собственного производства в 2011 году в сопоставимых ценах составит 124,4 процента.
Объем отгруженной продукции в промышленности прогнозируется в сумме 5304,3 млн. рублей к 2014 году, индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составит 110,2 процента к 2013 году. Рост промышленного производства планируется, в первую очередь, за счет обрабатывающих производств и производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
С целью дальнейшего развития отрасли необходимо:
-поддерживать частную инициативу, способствующую экономическому росту;
-содействовать созданию рабочих мест за счет разработки инвестиционных проектов;
-закреплять кадры за счет долевого участия предприятий в обучении студентов;
-содействовать продвижению продукции на рынки сбыта, включая участие в выставках.

Сельское хозяйство

В 2010 году в агропромышленном комплексе Светлоярского района получено 2105 млн. руб. валовой продукции в фактически действующих ценах. Индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2009 годом составил 118,8 процента.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, засуха 2009-2010 годов привела к незначительному повышению индекса производства растениеводческой продукции, который за 2010 год составил 117,8 процента.  
В 2010 году неблагоприятные погодные условия привели к гибели посевов сельскохозяйственных культур на площади 14,1 тыс. га, что составило 22,5 процента от общей посевной площади. Материальный ущерб составил 72 120 тыс. рублей, фактические затраты составили 48 623,0 тыс. рублей. За погибшие сельскохозяйственные культуры получена государственная поддержка в размере 19 939,0 тыс. рублей, которая составила 41процент от фактических затрат.
Сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на площади 39,1 тыс. га произведено 56,4 тыс. тонн зерна. Средняя урожайность по району составила 14,2 ц/га, это на 18 процентов больше, чем в 2009г.
Устойчивое развитие сельского хозяйства в экстремальных климатических условиях невозможно без орошения. По состоянию на 1 января 2011г. в  районе общая площадь орошаемых земель составила 13,3 тыс. га, в том числе 9,6 тыс. га регулярного орошения.
Для эколого-безопасного использования почв широко внедряется капельное орошение. Основное применение -  это отрасль овощеводство. В 2010 году за счет увеличения площади капельного орошения на 120 га производство овощной продукции увеличилось на 0,6 тыс. тон.
Осуществление реконструкции и строительства орошаемых земель  с внедрением новых высокоэффективных  ресурсосберегающих технологий в орошаемом земледелии, обновление и увеличение парка дождевальных машин будет способствовать увеличению объемов  производства в 2014 году овощных культур до 24,7 тыс. тонн.
В целях повышения продуктивности и снижения себестоимости кормовых культур, обеспечения сбора высококачественных кормов и тем самым укрепления кормовой базы в животноводстве. Между администрацией Светлоярского муниципального района и Всероссийским научно-исследовательским институтом орошаемого земледелия  намечается тесное сотрудничество в этой области. В бюджете  района  на эти цели заложены средства. Учеными института будет проведено комплексное  геоботаническое обследование лиманов с определением экологомелиоративного состояния и агрохозяйственной оценки угодий для разработки лугомелиоративных приемов по восстановлению природного потенциала травостоев. Разработка технологий улучшения отдачи пастбищ путем посевов под покров масличных с одновременным высевом злаковых и бобовых культур.
В растениеводстве предусматривается дальнейшее применение научно- обоснованной системы сухого земледелия, энергосберегающих технологий, увеличение объемов внесения минеральных удобрений, проведение защитных мероприятий против вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
В ближайшие годы площадь чистых паров планируется довести до 60 тыс.  га, объемы внесения минеральных удобрений, достигнут более 0,5 тыс. тонн действующего вещества.
Проведение данных мероприятий позволит довести к 2014 году производство зерна до 95,1 тыс. тонн.
Достигнута определенная стабильность  в развитии отраслей животноводства за счет продуктивности скота и птицы. Большого внимания заслуживают результаты работы птицеводов  ООО «Фрегат-Юг». В результате освоения инвестиционно-технологической программы за 2010 год произведено более 18 тысяч тонн мяса птицы в живом весе. Это лишний раз говорит о том, что вложения в сельскохозяйственное производство, в современные технологии дают ощутимые результаты.
На долю Светлоярского района приходится около третьей части всей реализации мяса птицы в области. В последнее время все больше хозяйств специализируется на разведении поголовья скота мясного направления, Производство  скота и птицы на убой (в живом весе) в 2010 году  возросло на 21% по сравнению с 2009 годом и составило 21,5 тыс. тонн.
Производство молока в 2010 году снизилось на 17% и составило  11,5 тыс. тонн в связи с сокращением поголовья молочного стада.

В 2011 году в животноводстве продолжится наращивание объектов производства продукции за счет использования высокопродуктивного мясного скота казахской белоголовой и  русской комолой пород. В ООО АПК «Пригородный»  уже приобретено 50 голов. В ближайшем будущем планируется приобретение 350 голов ООО УК «Волго-Дон». Особое внимание предполагается уделить укреплению существующей племенной базы путем совершенствования селекционно-племенной работы, расширения сети племенных репродукторов мясных пород скота, укрепление существующего племзавода и племрепродукторов.
Для улучшения породных качеств скота и воспроизводства стада в личных подсобных хозяйствах планируется в ближайшее время организовать четыре пункта по искусственному осеменению коров в сельских поселениях: Большечапурниковском, Червленовском, Наримановском, Привольненском.
Для внедрения современных технологий производства, увеличения производственных мощностей планируется создание животноводческого комплекса. Для увеличения молочного поголовья КРС проведены переговоры с инвесторами по строительству комплекса на 1200 голов с применением голландской технологии производства молока, строительство инфраструктуры, реконструкцию орошаемых земель для производства кормов.
На государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2010 году было направлено субсидий из федерального и областного бюджетов в размере 72 020,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 16 538,0 тыс. рублей,  из областного бюджета 55 482,0 тыс. рублей.

Инвестиции

Одним из основных направлений политики администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области является стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов c целью создания новых производств и рабочих мест, что позволит увеличить налоговые отчисления во все уровни бюджетов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и содействия продвижению инвесторов на территории Светлоярского муниципального района с 2005 года проводится мониторинг поселений на предмет наличия свободных площадок под строительство жилья и обеспеченности их коммунальной инфраструктурой.
На официальном сайте Светлоярского муниципального района размещено 6 инвестиционных площадок для привлечения инвесторов, из них:
- 3 площадки для строительства индивидуального жилья в р.п. Светлый Яр, с. Райгород, на ст. Чапурники;
- индустриальный парк «Полигон» в с. Б-Чапурники (для размещения химического и фармоцефтического производства);
- технопарк «Энергия» расположенный в 3-х км западнее р. п. Светлый Яр (для малого, среднего и крупного бизнеса направленного на машиностроительное и приборостроительное производство);
- агрополис «Ударник» » расположенный в 3-х км западнее р. п. Светлый Яр (для малого, среднего и крупного бизнеса направленного на развитие и переработку сельскохозяйственной продукции).

В 2012 году прогнозируется объем инвестиций в сумме 250,0 млн. руб., рост к 2010 году составит 15 процентов.
В 2013 году объем инвестиций на 9,3 процента увеличится к 2012 года.
За счет бюджетного финансирования в 2012-2014 годах будет продолжено проектирование и строительство детского сада  в р.п. Светлый Яр, завершение строительства школы в с. Ивановка с устройством в ней детского сада, завершение строительства пристройки к школе в п. Прудовый продолжатся работы по газификации поселков (Цаца, Приволжский, Новосад), питьевому водопроводу в п. Кирова, реконструкция водопроводной сети в с. Райгород, реконструкция поликлиники - встроенного помещения в р.п.  Светлый Яр, строительство ФАПа на ст. Чапурники, завершение строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Газификация
В начале декабря 2010 года администрацией района был объявлен аукцион на выбор подрядной организации по строительству внутрипоселковых газопроводных сетей в селах Дубовый Овраг, Червленое,  Солянка и ст. Канальная. После многочисленных процедур муниципальный контракт был заключен с разрешения Администрации Волгоградской области с ООО «Газстрой-С», г. Саратов. На строительство вышеназванных газопроводов в бюджете Волгоградской области на текущий год предусмотрено 157,7 млн. руб., при этом долевое участие поселений в финансировании строительства составляет 17,5 млн. руб. и задача администрации района – помочь поселениям в обеспечении необходимого софинансирования.
В 2010 году удалось добиться включения в программу газификации Волгоградской области по схеме софинансирования с ОАО «Газпром» п. Приволжский, п. Новосад, с. Цаца. В бюджете Волгоградской области на 2011 год на проектные работы в названных поселках предусмотрено выделение 9,6 млн. рублей, долевое участие поселений составит 1,1 млн. рублей. 
Проблему газификации с. Ивановка предстоит решать совместно с администрацией Кировского сельского поселения в рамках областной программы «Социальное развитие села на 2012 – 2013 годы». 

Обеспечение  населения  питьевой  водой.
Решение вопроса обеспечения населения питьевой водой, как текущего характера, так и в ближайшей перспективе, находилось под пристальным вниманием Администрации муниципального района. Результатом проведенной работы стало завершение строительства водопровода 1-й и 2-й очередей к с. Ивановка, протяженностью 12,5 км., общей стоимостью 18,1 млн. руб.
В настоящее время задачей Администрации района совместно с администрацией Кировского сельского поселения является производство реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей   в с. Ивановка.
В отчетном году был также построен водопровод к п. Кирова, ст. Чапурники. По заказу  Кировского сельского поселения выполнена проектная документация на внутрипоселковый водопровод в п. Кирова. В настоящее время данный проект проходит государственную экспертизу.
Оставляет желать лучшего обеспечение качественной питьевой водой в селах Червленое, Цаца, Райгород, поселках Приволжский, Нариман. Администрацией района совместно с администрациями названных сельских поселений в прошедшем году проведена соответствующая работа по решению данной проблемы. В настоящее время решается вопрос по организации проектирования и последующего строительства с включением объектов в федеральную целевую программу «Чистая вода».
С Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области достигнута договоренность о включении реконструкции водоснабжения п. Приволжский в областную целевую программу «Социальное развитие села на период 2011-2013 годы».
Главная сложность в решении обозначенной проблемы – высокая стоимость, цена вопроса по каждому населенному пункту – 50-70 млн. рублей.     Администрацией Светлоярского городского поселения в отчетном году проведена работа с ОАО «Областной водоканал» о выделении 4 млн. руб. на строительство канализационного коллектора и 13,2 млн. рублей на реконструкцию водопроводных сетей в р.п. Светлый Яр. Решение этих давно назревших проблем позволит  активизировать строительство жилья и улучшить обеспечение питьевой водой застраиваемых территорий.

Модернизация объектов образования, здравоохранения, спорта
В 2010 году за счет средств Администрации района было завершено устройство шатровой кровли школы в с. Ивановка. Учитывая низкую наполняемость названной школы и отсутствие в с. Ивановка детского сада разработан проект реконструкции, который предусматривает и размещение в достраиваемой школе детского сада на 70 мест.
Принимая во внимание  дефицит мест в детских дошкольных учреждениях р.п. Светлый Яр, а очереди ждут около 400 малышей, администрацией района было принято решение о строительстве современного детского сада на 300 мест с плавательным бассейном. В настоящее время заканчиваются проектные работы и имеется договоренность с Администрацией Волгоградской области о начале строительства данного детского сада  в 2012 году. 
В 2010 году по заказу Кировского сельского поселения была изготовлена проектная документация на строительство фельдшерско-акушерского пункта в селе станция Чапурники, которое планируется начать в 2011 году.
В отчетном году наконец-то удалось активизировать строительство ФОКа в р.п. Светлый Яр, которое было под угрозой долгостроя. 
Совместно с администрацией Кировского сельского поселения планируется строительство оздоровительного комплекса в п. Кирова.  

Реализация мероприятий энергосбережения
рамках реализации Федерального Закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 2010 году Администрацией муниципального района подготовлена программа «Повышения энергетической эффективности и энергосбережения в Светлоярском муниципальном районе на период до 2020 года» и подпрограмма «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Светлоярского муниципального района на период 2010 – 2020 годов». Следует отметить, что в 2010 году в ходе реализации вышеназванного Закона во всех  бюджетных учреждениях были установлены приборы учета энергоносителей.
Одной из первоочередных задач 2011 года является закрытие существующей котельной в с. Червленое и установка современной блочно-модульной котельной. Также планируется  перевод котельной школы в с. Червленое на газ, реконструкция школьной котельной в п. Кирова.   

Реализация национального проекта  «Доступное и комфортное жилье –гражданам  России»
Впервые в 2010 году Светлоярское городское и Райгородское сельское поселения приняли участие в федеральной целевой программе по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. На эти цели из федерального и областного бюджетов было выделено 107,7 млн. рублей.
В настоящее время на 2-х площадках в р.п. Светлый Яр завершается строительство 72 квартир общей площадью 2,6 тыс. кв. м. и 28 квартир в с Райгород общей площадью 1,2 тыс. кв. м.
Еще одним положительным моментом в жизни нашего района стало проведение в прошедшем году капитального ремонта жилых домов в с. Червленое. Это стало возможным в результате привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в 2010 году в Администрацию Светлоярского муниципального района от ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, поступило 17 заявлений на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями  за счет субвенций  федерального бюджета.
Все 17 заявителей выбрали форму государственной поддержки – получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
В течение 2010 года 14 граждан получили гарантийные письма Администрации Волгоградской области о предоставлении социальных выплат  в размере  1 076,4 тыс. рублей, всего на сумму 15 069,6 тыс. рублей  и приобрели жилье:
- в Светлом Яре и Светлоярском районе – 5 человек;
- в городах  Волгоград и  Волжский – 9 человек.
Администрация Светлоярского муниципального района, рукодствуясь постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2004 г. №845 «Об утверждении порядка оказания государственной поддержки из областного бюджета отдельным категориям граждан», ходатайствовала о выделении денежных средств из бюджета Волгоградской области,  для решения жилищного вопроса многодетной семьи из нашего района. И в 2010 году средства на эти  цели  в сумме 580 тыс. рублей получены и использованы для приобретения жилья.
Один человек, из числа признанных в установленном порядке вынужденным переселенцем получил Государственный Жилищный Сертификат на сумму 924 тыс. рублей и приобрел жилье в р.п. Светлый Яр.
В 2010 году введено в действие жилых домов общей площадью 11,007 тыс. кв. м, в 2012 году ввод жилья увеличиться до 13,1 тыс. кв. м., а в 2014 году составит 17,2 тыс. кв. м.

Рынок товаров и услуг

Ситуация на потребительском рынке Светлоярского муниципального района Волгоградской области в течение последних лет остается  стабильной.
Оборот розничной торговли в 2010г. в сопоставимых ценах увеличился на 4,2 процента к уровню 2009 года, к 2014 году данный показатель в сопоставимой оценке составит 106 процентов.
Оборот общественного питания в 2010 году в действующих ценах вырос на 3,8 процента, а в сопоставимой оценке снизился на 3,7 процента за счет роста цен.
На период до 2014 года сохранится тенденция устойчивого развития розничной торговли и общественного питания. Увеличение реальных располагаемых доходов населения будет являться определяющим фактором роста физических объёмов оборотов розничной торговли и общественного питания.
Повышение доходов населения района положительно влияет на объемы реализации  платных услуг населению. В 2010 году объем платных услуг населению по сравнению с 2009 годом увеличился на 5 процентов в сопоставимой оценке, к 2014 году объем услуг увеличиться до 6 процентов. В действующих ценах данный показатель будет колебаться от 112,7 до 113,5 процентов к предыдущему году.
Продолжится работа по расширению сети бытового обслуживания и удовлетворению потребностей населения в услугах, обеспечивающих сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве, увеличение свободного времени граждан.
В течение 2010 года в районе вновь открыто 35 предприятий бытового обслуживания населения, открытие данных предприятий стало возможным благодаря средствам центра занятости населения по программе самозанятости  безработных граждан. На приобретение оборудования для вновь открытых предприятий предпринимателями было истрачено собственных средств, в сумме 649,0 тыс. рублей.
В 2010г. через центр занятости населения было обучено 18 человек по специальностям сферы бытового обслуживания. На эти цели было затрачено  около 176,0 тыс. рублей. Из выше изложенного видно, что для развития отрасли большое значение  имеют программы  поддержки безработных граждан.

Малое предпринимательство

Малое предпринимательство района является неотъемлемой частью современной рыночной системы хозяйствования, без которой экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.
По итогам 2010 года количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) увеличилось на 54 предприятия к аналогичному периоду 2009 года.
В течение 2010 года продолжались структурные изменения в малом и среднем  бизнесе, связанные с:
демографическими процессами в предпринимательской среде, при этом необходимо отметить, что регистрация вновь созданных малых и микропредприятий идет быстрее, чем процесс снятия с учета не функционирующих предприятий;
изменением статуса малых предприятий на микропредприятия, в результате оптимизации численности работников в определенной степени обусловленное преодолением последствий экономического кризиса.
Под влиянием вышеназванных факторов на 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий (без учета микропредприятий) уменьшилось на 8 предприятий по сравнению с 1 января 2010 года, однако в целом количество зарегистрированных малых предприятий на 1 января 2011 года составило 282 предприятия, из них 49 малых предприятий и 233 микропредприятий.
Среднесписочная численность работающих на малых (с учетом микро) предприятиях в 2010 году составила 2393 человек, из них 1974 человек было занято на малых предприятиях.
По итогам 2010 года оборот малых предприятий (с учетом микро) в районе составил 649,8 млн. рублей к 2014 году оборот вырастет до 760 млн. рублей или на 17%.

В 2010 году принята районная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на период 2010-2012 годы». На реализацию мероприятий по Программе предусмотрено финансирование в размере:
2010 год -270,0 тыс. рублей, 2011 год – 500,0 тыс. рублей и на 2012 год – 600,0 тыс. рублей.
Во исполнение данной программы в 2010 году выполнены следующие мероприятия:
- выдано субсидий малому бизнесу на сумму 115,8 тыс. руб.;
- проведено шесть совещаний с руководителями малого и среднего бизнеса (сумма финансирования данных мероприятий составила- 10,0 тыс. рублей);
- приняли участие в областном конкурсе - выставке приготовленных блюд (на данные цели истрачено 2,8 тыс. рублей);
- приняли участие в областном конкурсе «Мир Красоты 2010» (на данные цели израсходовано 19,6 тыс. руб.);
- оплачено обучение 3 предпринимателей, сумма оплаты составила 4,2 тыс. рублей.
Трое предпринимателей воспользовались преимущественным правом на выкуп муниципальных помещений в собственность.
Кроме того, в течение года предпринимателям постоянно оказывалась консультационная и информационная поддержка.
В результате выполнения мероприятий программы различные виды поддержки получили 172 субъекта малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка составила 152,4 тысячи рублей.
В прогнозируемом периоде, в соответствии с данной программой усилия органов исполнительной власти и местного самоуправления будут направлены на:
повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении жизни населения;
обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития области;
наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства.
Решение перечисленных задач позволит создать благоприятные условия для успешного развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация концепции Развития придорожной инфраструктуры и сервиса на территории Светлоярского муниципального района на 2010-2015 годы позволит вовлечь в сферу малого и среднего бизнеса Светлоярского муниципального района около 1500 экономически активного населения района, что позволит увеличить валовой внутренний продукт района и поступление налогов во все виды бюджетов и внебюджетные фонды. 

Транспорт и связь

Транспорт. По своему графическому положению район является транзитным. Территорию района пересекают автомобильные дороги, из которых три республиканского значения,  и три областного значения.
На территории района проходят две железнодорожные магистрали федерального значения, соединяющие северные и южные территории России.
Основной задачей развития пассажирского автомобильного транспорта Светлоярского муниципального района Волгоградской области является повышение доступности и качества транспортных услуг для населения района и обеспечение безопасности дорожного движения.
В 2012-2014 годах продолжится работа по обеспечению перевозки отдельных категорий пассажиров Светлоярского района по социальным проездным билетам в целях сохранения системы государственных пассажирских перевозок. 
В связи с тем, что Светлоярский район находится в пригородной зоне, основная доля по перевозке пассажиров приходится на предприятие ГУП Волгоградская областная автоколонна 1208» около 75% и 25% ИП.
ГУП «ВОА 1208» пассажирские перевозки по Светлоярскому муниципальному району осуществляет по 18 маршрутам. За 2010г. фактически выполнено 186454 рейса, перевезено 5624,4 тыс. человек, пассажирооборот составил 66613 тыс. пассаж/км. Оказано платных услуг на 01.01.11г. 45,0 млн. рублей.
По территории района проходит железнодорожная ветка, по которой осуществляется движение железнодорожного транспорта дальнего и пригородного следования.
Автомобильные дороги являются одним из важнейших факторов развития экономики Светлоярского муниципального  района и отражением уровня его социальной ориентированности.
Протяженность автодорог общего пользования на территории Светлоярского муниципального района составляет   623,22  километра. Из общей протяженности на автодороги с твердым покрытием приходится 52,1 процента, при этом на всей сети федеральных и региональных автодорог  района обеспечено твердое покрытие.
Основные автодороги регионального значения выполняют функции связующих звеньев между направлениями федеральных автомагистралей, обеспечивают районные, межрайонные и межобластные транспортные связи.
К наиболее актуальным проблемам дорожного комплекса Светлоярского муниципального Района относятся:
недостаточный уровень развития сети автодорог в сельской местности;
ухудшение технического состояния автомобильных дорог регионального и местного значения.
Связь. Основным поставщиком услуг местной, междугородной, международной телефонной связи, а также документальной связи, в том числе Интернет, и других видов  услуг, на протяжении многих лет осуществлял Волгоградский филиал ОАО "Южная телекоммуникационная компания", основой тарифной политики которого остаются доступные цены, прозрачные тарифы, широкий спектр услуг, не требующих дополнительной оплаты. Но жизнь меняется, появляются новые конкуренты. В связи с приходом операторов сотовой мобильной связи, количество стационарных телефонных аппаратов ежегодно снижается, соответственно и количество пользователей интернета.
На территории района услуги сотовой связи осуществляют операторы следующих компаний: СМАРТС-GSM, Билайн, МТС, Мегафон.
Число абонентов сотовой мобильной связи в Светлоярском районе составляет 21 366человек. 
В 2012-2014 годах компании сотовой связи планируют  расширение территории обслуживания, постоянное увеличение набора дополнительных и сервисных услуг, снижение затрат на обслуживание абонентов и установки  новых базовых станций, что позволит снизить тарифы, улучшить качество услуг связи,  увеличить число абонентов сотовой связи.

Охрана окружающей среды

Светлоярский муниципальный район расположен в непосредственной близости от предприятий «южного промузла» г. Волгограда. Ряд предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности находится непосредственной близости от районного центра р.п. Светлый Яр. В связи с чем, проблема экологической безопасности  территории и населения района является наиболее актуальной из многих вопросов местного значения.
На мероприятия по охране окружающей среды на 2011 год запланировано 900,0 тыс. руб. средств районного бюджета, в том числе: на подкачку воды в озеро Цаца – 300,0 тыс. руб., озеро Галгой – 200,0 тыс. руб., в пруд Дубовый- 200,0 тыс. руб., на установку локальной системы очистки питьевой воды в образовательных учреждениях 180,0 тыс. руб.
С февраля 2011 года в р.п. возобновила свою работу станция по наблюдению за состоянием атмосферного воздуха. Анализ проводит  ГУ Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Немаловажное значение имеет помощь школьникам и дошкольным учреждениям в проведении мероприятий по экологическому образованию и воспитанию. В апреле текущего года совместно с отделом по делам молодежи администрации района была проведена акция «чистый берег».
Отделом по ГО и ЧС, ООС, экологии администрации Светлоярского муниципального района разработана программа «Охраны  окружающей среды и рациональному природопользованию на территории Светлоярского муниципального района на период 2012-2014 годы». Перечень природоохранных мероприятий очень большой, поэтому с учетом финансовых возможностей района, в программу включены мероприятия наиболее важные. В первую очередь, это ликвидация несанкционированных свалок, которые имеются в каждом населенном пункте.

Дальнейшее экономическое развитие района предусматривает адекватную природоохранную политику, обеспечивающую экономическую безопасность.
Будут выполняться основные мероприятия, намеченные на 2012-2014 годы:
- осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности населения, которые включают в себя: отбор проб и проведение анализов атмосферного воздуха в населенных пунктах района, ликвидация несанкционированных свалок на территории района, проектирование и установка локальной системы очистки питьевой воды в школах района, подкачка воды в озера и пруды);
-  поддержка и сохранение памятников природы;
- мероприятия по охране и воспроизводству биологических ресурсов;
- развитие экологического образования и воспитания.

Финансы

В 2010 году на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области сбор доходов во все уровни бюджетов и во внебюджетные фонды  доведен до 646,5 млн. рублей, в том числе 298,6 млн. рублей – безвозмездные поступления в консолидированный бюджет района. Налоговые доходы за 2009 год составили 159,6 млн. рублей.
Реализовывалась Программа взаимодействия Администрации Волгоградской области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по пополнению доходной части бюджетов и экономии бюджетных средств.
Координация деятельности всех названных структур заключается в следующем:
комплексная оценка налогового потенциала муниципальных образований и области в целом на основе данных налоговых паспортов муниципальных образований;
исполнение доходного параметра утвержденного бюджета;
изыскание резервов и дополнительных источников поступления бюджетных доходов;
выявление причин, способствующих необоснованному использованию бюджетных средств.
Для достижения заданной цели предусматривается решение следующих задач:
совершенствование региональной налоговой системы путем приведения ее в соответствие с федеральным налоговым законодательством, создания благоприятных условий для развития местных товаропроизводителей, анализа эффективности налоговых льгот;
координация деятельности муниципальных образований по определению налогового потенциала  через  формирование паспортов муниципальных образований;
работа органов исполнительной власти Волгоградской области по мобилизации  доходов и сокращению задолженности в областной бюджет через проведение анализа факторов, влияющих на формирование конкретных источников доходной части бюджета области,  выработку мер по увеличению поступлений в бюджет области;
осуществление деятельности комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области и  обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов;
организация взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области по пополнению доходной части бюджетов, внебюджетных фондов и экономии бюджетных средств через обмен информацией, проведение совместных мероприятий.
Сводный финансовый баланс Светлоярского муниципального района разработан на основе паспорта социально-экономического развития Светлоярского муниципального района Волгоградской области на 2012-2014 годов с учетом действующего налогового и бюджетного законодательства, с учетом роста индекса промышленного производства, оборота розничной торговли, объема инвестиций, прибыли прибыльных предприятий и фонда заработной платы работников.
Доходы сводного финансового баланса с учетом сальдо финансовых потоков, отражающих взаимоотношения района с областным и федеральным         уровнем власти, по прогнозу составят в 2012 году 2174,2 млн. рублей, или 113,0 процентов к уровню 2010 года, в 2013 году – 2294,5 млн. рублей или 105,5 процента к 2012 году   (или увеличится на 19,0 процентов к 2010 году); 2014 году – 2390,2 млн. рублей или 104,2 процента к 2013 году (рост к 2010г.-  124,0 процента).  
Прогноз прибыли, полученной прибыльными организациями, расположенными на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области, с учетом малого бизнеса, в 2011 году составит 166,6 млн. рублей, или 102,0 процента к уровню 2010 года; 2012 году – 171,9 млн. рублей, рост к предыдущему году 103,2 процента;  2013 году – 181,4 млн. рублей, рост к 2012 году 105,5 процента, 2014 году – 197,0 млн. рублей,  рост к 2013 году – 108,6 процентов.
Амортизационные отчисления составят в 2011 году 275,4 млн. рублей или 102,0 процента к 2010 году, процент роста к 2014 году составит 106 процента или увеличатся на 17,7 процентов к 2010 году.
В финансовый баланс включены консолидированные поступления от налогов, учитываемых при формировании бюджетов всех уровней и собираемых на территории района.
Объем неналоговых доходов в 2012 году снизится на 32 процента к 2010 году и составит  48,6 млн. рублей, в 2013-2014 годах объем неналоговых доходов ожидается на уровне 2012 года, ежегодный рост которых планируется в размере 1,0 процента. 
Расходы. Сумма расходов сводного финансового баланса Светлоярского муниципального района Волгоградской области составит 2012 году – 2176,9 млн. рублей  к уровню 2010 года 111,5 процента; 2013 году – 2299,7 млн. рублей (117,8 процента); 2014 году –2390,4 млн. рублей (122,5 процента).  
Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль (прибыль и амортизация), по прогнозу составят в 2012 году 419,8 млн. рублей, или 103,0 процента к 2011 году; 2013 году – 442,5 млн. рублей (105,4 процента); 2014 году – 473,5 млн. рублей (107,0 процента). 
Объем расходов консолидированного бюджета района составит в 2012 году – 565,5 млн. рублей, 2013 году – 571,6 млн. рублей, 2014 году – 572,8 млн. рублей.
Планируется превышение расходов над доходами сводного финансового баланса Светлоярского муниципального района Волгоградской области (дефицит финансовых ресурсов): в 2012 году – 2,6 млн. рублей, 2013 году – 5,2 млн. рублей, 2014 году – 0,1 млн. рублей.



Глава Светлоярского муниципального района                        Н.В.Крутов

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Светлоярского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2014 годов