Доклад к собранию административно-хозяйственного актива Печать
01.04.2011 15:31

Здравствуйте уважаемые коллеги, жители Светлоярского района!
Сегодня мы с вами в очередной раз проводим собрание административно-хозяйственного актива, подводя итоги деятельности Администрации района за 2010 год и планируя основные направления и задачи нашей работы в 2011 году.
На сегодняшнем Собрании мне есть, что вам  сказать, что совместно обсудить, сделать определенные выводы и принять правильные решения, направленные на реализацию целей, поставленных на 2011 год.
Вся деятельность администрации района в прошедшем году была направлена на повышение качества жизни населения, устойчивое развитие экономики, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, главным образом, в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Анализировать итоги работы в 2010 году и строить планы на будущее мы должны с учетом тех глобальных экономических процессов, которые происходят повсеместно и касаются каждого из нас. В посткризисных условиях мы просто обязаны концентрировать ресурсы в первую очередь на неукоснительном выполнении социальных обязательств перед жителями района. Это главный и основополагающий приоритет на сегодня. Вместе с тем, в очередном финансовом году важно достичь разумного баланса между возможностями бюджета и потребностями района в расходах.
Уходящий год также запомнится нам, как год очень напряженный, который проверил на прочность экономику и финансы района.

Общая сумма доходов муниципального района в 2010 году составила 431 млн. 144 тыс. 600 рублей. Наибольшую долю -179 млн. 6 тыс. рублей - заняли субвенции, что составило 41,5% от общей суммы доходов. При этом, доля собственных доходов составила 87 млн. 261 тыс. рублей или 20,26% от общей суммы доходов; размер субсидий – 80 млн. 725 тыс. рублей или 18,7 % от общей суммы доходов; объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности – 76 млн. 591 тыс. рублей или 17,8%; доля иных межбюджетных трансфертов – 7 млн. 402 тыс. рублей или 1,7%; прочие безвозмездные поступления – 160 тыс. рублей или 0,04% от общей суммы доходов.
Для пополнения доходной части местного бюджета Администрацией района взят курс на долгосрочное перспективное развитие района. В связи с чем, постоянно изучается его потенциал с целью выявления дополнительных источников доходной части бюджета, разрабатываются инвестиционные проекты, ведется работа по повышению инвестиционной привлекательности района.
Указанные мероприятия должны привести к росту доходной части бюджета, что позволит направить больше средств на развитие района в целом.
Необходимо отметить работу комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Светлоярского муниципального района, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению  результативности бюджетных расходов. По итогам 2010 года в результате мероприятий, проводимых указанной комиссией, погашена задолженность:
-по единому налогу на вмененный доход в сумме 476 тыс.рублей;
-по налогу на доходы физических лиц 2 млн. 512 тыс. рублей;
-по земельному налогу на сумму 90 тыс.рублей;
Испытывая экономические трудности,  администрация района в 2010 году работала в режиме жесткой экономии бюджетных средств,  но и в этих условиях основные обязательства, связанные с содержанием учреждений района, выполнены практически в полном объёме.
Наибольшую долю в структуре расходов бюджета Светлоярского муниципального района в 2010 году заняли сфера образования – 252 млн. руб. или 51,8 % от общей суммы расходов; здравоохранение, физическая культура и спорт – 72 млн. руб. или 14,8 % от общей суммы расходов; расходы на решение общегосударственных вопросов– 60 млн. руб. или 12,3 % от общей суммы расходов. Кроме того, расходы на социальную политику составили 40 млн. 230 тыс. руб. или 8,3%; на коммунальное хозяйство – 15 млн. 326 тыс. руб. или 3,2%; на национальную экономику – 10 млн. 476 тыс. руб. или 2,2%; на культуру и печатные издания – 7 млн. 521 тыс. руб. или 1,5%; на охрану окружающей среды – 270 тыс. руб. или 0,1%, а также 5,8% в общем объеме расходов составили иные межбюджетные трансферты.
Следует отметить, что в отчетном году нам удалось уменьшить кредиторскую задолженность с 64 млн. 32 тыс. рублей на начало года до 16 млн. 600 тыс. рублей на конец 2010 года. С наиболее крупными поставщиками работ, услуг, предоставленных бюджетным учреждениям района, достигнуто соглашение и подписаны графики погашения просроченной кредиторской задолженности.
По  итогам 2010 года Светлоярский муниципальный район в рейтинге эффективности деятельности органов местного самоуправления занял 33 место из 39 возможных. Сегодня мне бы хотелось заострить  ваше внимание на некоторых показателях этого рейтинга, так как они характеризуют не только результаты работы администрации района, но прежде всего работу администраций поселений, а также крупных и средних предприятий и организаций.
Расчет рейтинга проводится по  25 показателям в трех направлениях: бюджетная и налоговая сфера,   экономическое  развитие,   уровень  жизни  населения.   
Первое направление характеризует работу местных администраций по увеличению налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему территории, постановке на учет земельных участков, строений и помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, эффективному расходованию бюджетных средств.
Второе направление дает характеристику работы местных органов власти с реальным сектором экономики по привлечению инвесторов, поддержке малого и среднего бизнеса, обеспечению жилищного строительства, развитию инфраструктуры, в т.ч. дорог.
Третье направление показывает уровень жизни населения и работу власти по обеспечению занятости населения.
Особо следует отметить, что важное значение имеют  показатели  первого направления, где прослеживается  наибольшая степень влияния местных органов власти.
В целом по рейтингу Светлоярский район по 5 показателям вошел в первую десятку. Например, такие показатели, как:
-динамика поступлений единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет района в процентах к соответствующему периоду предыдущего года нарастающим итогом;
-доля бюджетных средств, сэкономленная в результате размещения заказа муниципальных нужд за отчетный период с начала года в общем объеме, в процентах;
-доля расходов консолидированного бюджета на содержание органов местного самоуправления в общем объеме расходов;
-динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям в обрабатывающих производствах, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года нарастающим итогом;
-динамика численности официально зарегистрированных безработных муниципального района в процентах к соответствующему периоду предыдущего года нарастающим итогом.
По 13 показателям Светлоярский муниципальный район находится в середине рейтинга. К нашему сожалению, по следующим 7 позициям наш район оказался в последней десятке:
-динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;
-динамика поступлений налога на землю в консолидированный бюджет в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;
-доля расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках долгосрочных, ведомственных целевых программ, в общих расходах;
-динамика объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;
-динамика собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;
-динамика оборота розничной торговли предприятий и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;
-доля занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности населения района.
В настоящее время одной из самых актуальных является задача стабилизации и укрепления налоговой базы  местных бюджетов.
Без развития собственной доходной базы обеспечить сбалансированное исполнение бюджета невозможно. Работе по пополнению доходной части местных бюджетов  администрацией района уделяется первоочередное внимание.  Однако в целом по району ситуация оставляет желать лучшего.
Так, динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Светлоярского муниципального района в процентах к соответствующему периоду предыдущего года составила 75,6 %. В связи с чем, по данному показателю наш район оказался в числе последних. Связано это с тем, что в 2009 году получено 123 млн. рублей от продажи земельных участков ОАО «Каустик». В настоящее время администрацией Светлоярского муниципального района ведется иная политика, направленная не на разовое получение прибыли, а на сохранение и рациональное использование муниципального имущества.
Тем не менее, мы с вами должны постоянно изучать потенциал вверенных нам территорий и прилагать все усилия для увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета, ведь от этого напрямую зависит объем расходов, направляемый на развитие района.
В 2010 году в условиях массового сокращения служащих бюджетных организаций нам удалось сохранить объем поступившего налога на доходы физических лиц на уровне 2009 года. Однако, совместно с главами поселений, нам необходимо стремиться к лучшему и создавать благоприятные условия, стимулирующие предприятия и организации различных форм собственности к повышению уровня оплаты труда. Кроме того, нам необходимо контролировать своевременность выплаты заработной платы и, как следствие, уплаты налога на доходы физических лиц.
В настоящее время возрастает роль местных налогов, к которым относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Именно они должны стать основой бюджетов муниципальных образований. Вместе с тем, их доля в формировании доходной базы местного бюджета по итогам                  2010 года продолжает оставаться незначительной. Поэтому остается актуальной задача по инвентаризации налоговой базы по указанным налогам.
Как видно из диаграммы в 2010 году произошло уменьшение поступлений налога на землю в консолидированный бюджет района, а налог на имущество физических лиц остался практически на том же уровне. Эти два показателя напрямую зависят от работы администраций поселений, поэтому я призываю глав поселений со всей серьезностью отнестись к работе, направленной на выявление и постановку на налоговый учет земельных участков, помещений, строений, а также на осознание населением обязанности по уплате налогов.
По итогам отчетного года можно сделать вывод, что указанная работа в поселениях ведется достаточно слабо. Уменьшение налоговых поступлений связано с образовавшейся недоимкой по указанным налогам. Поэтому в каждом поселении должна быть создана комиссия по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов, одной из функций которой является работа с должниками по платежам в бюджет. На сегодняшний день такая комиссия создана только в Приволжском сельском поселении.
Рейтинг деятельности органов местного самоуправления не мог обойти стороной вопрос кредиторской задолженности. Наш район по данной позиции смог обойти последнюю десятку, при этом нам совместно с поселениями необходимо приложить как можно больше усилий по уменьшению кредиторской задолженности, а в идеале – к ее ликвидации.
Одной из задач, которые мы ставим на 2011 год, является переход к программно-целевому методу планирования и исполнения местного бюджета. Значительную часть местного бюджета должны составить долгосрочные муниципальные и ведомственные целевые программы. В этом направлении нам, совместно с главами поселений, предстоит поработать особо тщательно, ведь по такому показателю, как доля расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках долгосрочных, ведомственных целевых программ, в общих расходах, Светлоярский муниципальный район занимает 37 место.
Кроме того, поселениям необходимо минимизировать расходы на компенсацию предприятиям ЖКХ разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, а также на покрытие убытков предприятиям ЖКХ, возникших в связи с применением регулируемых цен. Данные мероприятия окажут положительное влияние на такой показатель как доля расходов на компенсацию предприятиям ЖКХ указанной разницы в общем объеме расходов бюджета жилищно-коммунальное хозяйство.
Кроме того, подобные компенсации относятся к выпадающим доходам, которые препятствуют участию поселений в долгосрочных целевых программах, а без финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов в рамках таких программ прогрессивное развитие района невозможно.
Также необходимо провести оптимизацию текущих расходов бюджета на муниципальное управление и осуществлять дальнейшее внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Необходимо отметить, что Светлоярский муниципальный район вошел в десятку районов Волгоградской области с наименьшей долей расходов на содержание органов местного самоуправления в общем объеме расходов консолидированного бюджета.
Хотелось бы еще раз отметить, что эффективность деятельности органов местного самоуправления оказывает огромное влияние на престиж района. Наряду с этим, районы, вошедшие в первую десятку рейтинга, получат дополнительное финансирование из областного бюджета в размере 5 млн. рублей. Я считаю, что каждый из нас должен быть заинтересован в получении этой помощи, которую мы дополнительно сможем направить на развитие района. Поэтому в 2011 году необходимо приложить все усилия для того, чтобы наш район оказался в первой десятке.
Приоритетные задачи, поставленные перед администрацией района в 2010 году,  были   направлены на улучшение качества жизни населения района через развитие его  инфраструктуры и на реализацию приоритетных национальных проектов, которые мы старались  реализовать по следующим направлениям:

 

по газификации


На сегодняшний день вопрос газификации населенных пунктов района является наиболее актуальным. В частности, до 15 октября 2011 года планируется построить и ввести в эксплуатацию газопроводные сети в селах Червленое, Солянка и ст. Канальная. На строительство газопровода в с. Дубовый Овраг заключен договор с ООО «Строительная компания «Лидер».
На эти цели в бюджете Волгоградской области на текущий год предусмотрено 157 млн. 700 тыс. руб. Долевое участие поселений в финансировании строительства составляет 17 млн. 500 тыс. руб. и задача администрации района помочь поселениям в обеспечении необходимой части софинансирования.
В 2010 году удалось добиться включения в программу газификации Волгоградской области по схеме софинансирования с ОАО «Газпром» п. Приволжский, п. Новосад, с. Цаца. В бюджете Волгоградской области на 2011 год на проектные работы в названных поселках предусмотрено выделение 9 млн. 600 тыс. руб., долевое участие поселений составляет 1млн. 100 тыс. руб. 

по обеспечению  населения  питьевой  водой


Решение вопроса обеспечения населения питьевой водой, как текущего характера, так и в ближайшей перспективе, находилось под пристальным вниманием администрации муниципального района. Результатом проведенной работы стало завершение строительства водопровода 1-й и 2-й очереди к с. Ивановка, протяженностью 12,5 км., общей стоимостью 18 млн. 100 тыс. руб.
В настоящее время на водопровод села Райгород подготовлена проектно-сметная документация, которая прошла государственную экспертизу и согласно поправкам в областной бюджет данный объект должен быть введен в эксплуатацию в этом году.
С  Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области достигнута договоренность о включении реконструкции водоснабжения п. Приволжский в областную целевую программу «Социальное развитие села на 2009-2012 годы».
Главная сложность в решении обозначенной проблемы – высокая стоимость. Цена вопроса по каждому населенному пункту – 50-70 млн. руб.

по реализации мероприятий энергосбережения


В рамках реализации Федерального Закона №  261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 2010 году администрацией муниципального района подготовлена программа «Повышения энергетической эффективности и энергосбережения в Светлоярском муниципальном районе на период до 2020 года» и подпрограмма «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Светлоярского муниципального района на период 2010 – 2020 годов». Следует отметить, что за прошедший год в ходе реализации вышеназванного Закона установлены приборы учета энергоносителей в р.п. Светлый Яр в дошкольных образовательных учреждениях №3, №4, №5; №7, а также в здании Администрации Светлоярского муниципального района.
В рамках вышеуказанного закона в текущем году в отношении всех бюджетных учреждений необходимо провести мероприятия по энергоаудиту, по завершению которых каждому учреждению должен быть выдан энергетический паспорт.
Одной из первоочередных задач 2011 года также является установка современной блочно-модульной котельной в с. Червленое и  перевод котельной школы на газ.

по реализации  национального проекта  «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России»


Впервые, в 2010 году Светлоярское городское и Райгородское сельское поселения приняли участие в федеральной целевой программе по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. На эти цели из федерального и областного бюджетов было выделено 107 млн. 700 тыс. рублей.
В настоящее время на 2-х площадках административного центра завершается строительство 72-х квартир общей площадью 2,6 тыс. кв. м. и 28   квартир в селе  Райгород общей площадью 1,2 тыс. кв. м.
Еще одним положительным моментом в жизни нашего района стало проведение в прошедшем году капитального ремонта жилых домов в с. Червленое, стоимость которого составила 4 млн. 329 тыс. руб. Это стало возможным в результате привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках 185 Федерального Закона.

С целью реализации указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в течение   2010 года 14 ветеранов Великой Отечественной войны приобрели жилье  на сумму 15 млн. 69 тыс. 600 руб.
По ходатайству администрации района для многодетной семьи из Большечапурниковского сельского поселения получены и  использованы денежные средства из бюджета области в сумме 580 тыс. руб. на приобретение жилья.
Один человек из числа признанных в установленном порядке вынужденным переселенцем получил Государственный Жилищный Сертификат на сумму 924 тыс. руб. и приобрел жилье в р.п. Светлый Яр.
История российского государства говорит о том, что территориальное общественное самоуправление является  показателем положительных тенденций в развитии правового государства, демократических начал, гражданского общества с самостоятельным, инициативным населением, обладающим высоким уровнем правовой культуры и активно участвующим в управлении государством.     
Сегодня на территории Светлоярского муниципального района    действуют  42 организации территориального общественного самоуправления,  21 организация ТОС  имеют статус юридического лица.
Результат  работы  организаций территориального общественного самоуправления Светлоярского муниципального района   по выполнению общественных работ,  обустройству территории и работ, имеющих  для территории района социальное значение это:
-установка 148 светоточек наружного освещения; 
-строительство и замена 14 тыс. 507  п.м. водопровода и канализации;
-строительство, восстановление и благоустройство 19 общественных колодцев, водяных скважин, родников и водонапорных башен;
-строительство 3 автобусных остановок;
-создание 4 пунктов бытового обслуживания населения;
-сооружение в границах ТОС  78 спортивно-оздоровительных площадок, футбольных и хоккейных полей;
-создание 72 тыс. кв. м  парков (скверов отдыха) и 9  пляжей;
-высадка 2 тыс. 468 деревьев и кустарников;
-создание 357 цветочных клумб и декоративно-ландшафтных сооружений;
-установка 829 указателей с названиями улиц и номеров домов;
-сбор и вывоз 420 т. бытовых отходов и мусора.
В мае 2010 года  район гостеприимно встречал делегацию участников Всероссийского семинара «Территориальное общественное самоуправление – роль и место в реализации местного самоуправления и формировании гражданского общества», представлявших  республики  Башкортостан,  Марий-Эл, Татарстан, Забайкальский  округ, Ненецкий автономный округ, Брянскую, Липецкую, Пензенскую, Смоленскую и Ульяновскую области.
Организации  ТОС нашего района ежегодно принимают участие в Волгоградском областном конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», в областном смотре-конкурсе за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовое территориальное общественное самоуправление» и  «Лидер территориального общественного самоуправления».
Так,  в 2010 году, подводились итоги конкурса 2009 года, в котором приняли участие 14 организаций ТОС нашего района. Все 14  ТОС были отмечены дипломами и чеками на получение денежных премий не только за победу, но и за участие.
ТОС «Привольненское»  в первый раз признано победителем смотра-конкурса, ему присвоено  почетное звание Волгоградской области «Образцовое территориальное общественное самоуправление» с вручением диплома и денежной премии в размере 1 млн. рублей.
Всего  за участие и победы в Волгоградских областных конкурсах организациями ТОС Светлоярского района  в 2010 году получено финансовых средств (денежных премий) из областного бюджета – 5 млн. 194 тыс. 400 рублей.
Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации района в 2010 году мобилизовал свои действия на:
-повышение эффективности управления муниципальным имуществом;
-выполнение планового бюджетного задания по доходам от управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
-упорядочение и оптимизацией структуры муниципального имущества Светлоярского муниципального района, в том числе совершенствование системы его учета;
-использование активов Светлоярского муниципального района для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
В бюджет района от аренды муниципального имущества поступило – 500  тыс. руб. или 138% от плановых показателей. Конечно, по сравнению с 2009 годом, поступление денежных средств от аренды имущества уменьшилось почти в 2 раза, но это связано с сокращением количества арендаторов за счет предоставления субъектам малого предпринимательства преимущественного права на приобретение, т.е. выкуп арендуемого имущества. В 2011 году планируется увеличение поступлений от аренды муниципального имущества в связи с определением размера арендной платы по рыночной стоимости, а также проведением открытых аукционов на право заключения договоров аренды.
Для получения дополнительного источника доходов администрацией проводится работа по управлению акциями, находящимися в собственности Светлоярского муниципального района, в результате которой в 2010 году поступило 400 тыс. рублей. Для сравнения, в 2009 году таких поступлений не было.
В целях усиления рационального использования земельных ресурсов Светлоярского муниципального района проводится постоянный мониторинг земель. В 2010 году резко увеличился спрос на земельные участки под строительство индивидуального жилья. Для удовлетворения интересов населения администрацией проведены аукционы по продаже права аренды земельных участков. В результате проведенных аукционов право аренды предоставлено на 44 земельных участка (4 – для сельскохозяйственного использования; 37 – для индивидуального жилищного строительства; 1 – для комплексной застройки; 2 – для ведения личного подсобного хозяйства) на общую сумму годовой арендной платы 14 млн. 626 тыс. рублей.
В 2010 году действовало 609 договоров аренды общей площадью 43 тыс. 913 га на сумму 31 млн. 535 тыс. руб. От аренды земельных участков поступило – 25 млн. 480 тыс. руб. По сравнению с 2009 годом количество договоров увеличилось на 18%, поступившая арендная плата – на 21%. Прослеживается положительная динамика поступлений от аренды земельных участков, в связи с чем планируется получить в бюджет 52 млн. 900 тыс.руб., в т.ч. при условии погашения задолженности ОАО «Каустик».
В результате проведенной в 2010 году претензионно-исковой работы по взысканию задолженности арендных платежей, в бюджет района поступило 1 млн. 718 тыс. руб. В 2011 году по данной работе поставлена задача – наибольшей активности, так как на начало текущего года задолженность по договорам аренды составила 6 млн. 851 тыс. руб.
Согласно мониторингу земель на территории Светлоярского муниципального района имеются невостребованные земельные доли, площадь которых по состоянию на 01 января 2011 г., по результатам инвентаризации, составляет 11 тыс. 780 га. Неиспользование указанных земель ведет к неполучению доходов  бюджета как районного, так и поселений.
Учитывая такую истину, мы пошли по процессуальному, правовому пути и в 2010 году решением Светлоярского районного суда Волгоградской области признано право собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей, общей площадью 3 990, 5 га.
Проведена государственная регистрация права собственности на указанные земельные участки.   
Для сравнения в 2009 году решением Светлоярского районного суда Волгоградской области признано право собственности Светлоярского муниципального района на один земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей площадью 388,8 га в границах Цацинского сельского поселения.
На все земельные участки проведены аукционы, за исключением участка площадью 736,26 га. По результатам аукционов заключены договоры аренды указанных земельных участков, в связи, с чем планируемая сумма поступлений арендных платежей в 2011 году составит 1 миллион рублей.     
Таким образом, для увеличения неналоговых поступлений и, как следствие, повышения доходной части бюджета Светлоярского муниципального района необходимо в 2011 году форсировать поставленную задачу по признанию права собственности Светлоярского муниципального района на невостребованные земельные доли.
В соответствии с  Решением Светлоярской районной Думы «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения землями, находящимися в собственности Светлоярского муниципального района Волгоградской области», заключены соглашения о передаче части полномочий на осуществление муниципального контроля. Муниципальный контроль за использованием и охраной земель   осуществляет Муниципальное Учреждение «Райземуправление».
Сотрудниками  Учреждения за отчетный период 2010 года проведено 143 внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства. По материалам проверок на нарушителей наложены штрафы на сумму 98 тыс. рублей.
Необходимо отметить преимущества МУ «Райземуправление» на фоне других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность. Во-первых, все виды работ по формированию земельных участков осуществляются с 30%, а не 100 % предоплатой, либо с отсрочкой платежа. Во-вторых, все виды согласования проводятся силами учреждения. В-третьих, работы осуществляются по минимальным расценкам и в кратчайшие сроки.

О сельскохозяйственном секторе района:


В состав агропромышленного  комплекса района входят 13 коллективных хозяйств, 41 крестьянское фермерское хозяйство, 4 обслуживающих предприятия, 5 предприятий перерабатывающей промышленности, более 8 тыс. личных подворий. В структуре производства сельского хозяйства более 52% приходится на продукцию растениеводства, 48% - на продукцию животноводства.
Площадь сельхозугодий составляет 248,3 тыс.га, в том числе 143,6 га. пашни. В обороте на сегодняшний день находится свыше 110 тыс.га. пашни.               
Среднегодовая численность работников, занятых  на предприятиях отрасли, составляет 1 572 человека или  16,1 % в общей численности занятых в экономике. Среднемесячная зарплата  в отрасли  за 2010 год составила 11 032 рубля, что на 16 % больше, чем в 2009 году.
2010 год, также как и 2009 год, стал нелегким испытанием для сельхозтоваропроизводителей района. От засухи погибло 14,1 тыс.га. зерновых культур, что составило 22,5 % от общей посевной площади.
Сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на площади 39,1 тыс.га произведено 55,7 тыс. тонн зерна. Средняя урожайность по району составила 14,2 ц/га, по Волгоградской области – 12,2 ц/га. Для сравнения, в 2009 году эта цифра составила 11 ц/га. Самую высокую урожайность 27,2 ц/га получили в КФХ «Аркадия», ИП Банько  - 22,8 ц/га., 19,4 ц/га в ОАО «Червленое» и 18,3 ц/га в ООО АПК «Пригородный».
Площадь посева  озимых зерновых под урожай 2011 года по району составила 41,5 тыс. га. Площадь паров составляет 40,6 тыс.га.
В нашем районе орошаемые земли занимают 13,3 тыс.га., в том числе 9,6 тыс.га регулярного орошения. Эти земли используются  для производства кормов и  овощебахчевых культур.
Ценовая ситуация с овощной продукцией позволяет иметь хорошую рентабельность. За  2010 г. в  хозяйствах района произведено 12,2 тыс. тонн овощей и бахчевых. Средняя урожайность составила 225 ц/га. В КФХ Иванова Валерия Ивановича урожайность овощей  достигла  300 ц/га.
Многолетний опыт наших аграриев показывает, что применение  старых методов полива неэффективен и наносит большой вред экологии. Поэтому в последнее время широко внедряется капельное орошение. Основное применение - это овощеводство. В связи с этим в 2011 году увеличивается клин капельного орошения в районе на 120 га. Надеемся, что внедрение новых методов полива позволит поднять урожайность овощей до 500 ц/га.
Производство кормов – основная задача хозяйств, занимающихся животноводством. На зимовку скота 2010-2011г. заготовлено 10,0 тыс. тонн кормовых единиц. Это 18,4 центнера кормовых единиц на одну условную голову. По Волгоградской области этот показатель составил 18,1 центнер.
В 2010 году общий объем полученного молока составил 10 тыс. 206 тонн. В коллективных хозяйствах произведено 2 тыс. 109 тонн. Надой на одну фуражную корову составил 3 тыс. 270 кг, что на 760 кг меньше, чем в 2009 году.
В данной области немаловажное значение имеет увеличение площади земельных участков, занятых общественными выпасами. Однако, передача таких земель в аренду возможна только после их постановки  на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта.
В настоящее время, согласно статистической отчетности, имеющиеся площади для выпаса индивидуального скота представлены в таблице и составляют:
Из числа указанных участков на кадастровый учет поставлены земельные участки в границах Большечапурниковского сельского поселения, общей площадью 340 га, в границах Червленовского сельского поселения, общей площадью 16 га  и в границах Привольненского сельского поселения, общей площадью 2 000 га. В настоящее время активизирована работа по оформлению оставшихся площадей, предназначенных для выпаса индивидуального скота.
Земельные участки, занятые общественными выпасами, граничат с землями долевой собственности. Большая социальная значимость оформления подобных земельных участков заключается в исключении возможности сокращения их площади в результате оформления земельных долей в частную собственность.
Учитывая вышеизложенное, главам поселений необходимо в срок до 01 сентября 2011 года завершить работу по оформлению земельных участков, предназначенных для общественных выпасов, в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, администрациям поселений совместно с ТОСами ежегодно проводить агротехнические мероприятия с целью сохранения растительного покрова пастбищ, организовать уборку мусора на территории выпасов и определить срок начала и окончания пастбищного сезона.
Хочется отметить, что разведению поголовья скота мясного направления уделяется особое внимание. В связи с засушливым летом, нехваткой кормов, по сравнению с прошлым годом, среднее  поголовье снизилось на 11%  и  составило  2 тыс. 566 голов.
У овцеводов района настриг шерсти составил 44,5 тонн. С одной головы получено 3,5 кг.
Большого внимания заслуживают результаты работы птицеводов  ООО «Фрегат-Юг». В результате освоения инвестиционно-технологической программы за 2010 год произведено более 18 тысяч тонн мяса птицы в живом весе. Это еще  раз говорит о том, что вложения в сельскохозяйственное производство, в современные технологии дают ощутимые результаты. На долю Светлоярского района приходится около третьей части всей реализации мяса птицы в области.
В СПК «Ергенинский» разводят и выращивают товарную рыбу (карп, толстолобик). В текущем году выращено 385 тонн  рыбы и 59,3 миллиона штук рыбопосадочного материала.
В 2010 году сельхозтоваропроизводителями приобретено новой техники и оборудования на сумму 9 млн. 500 тыс. рублей.
Личные подсобные хозяйства являются одним из основных резервов увеличения производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения населения продуктами питания. В 2010 году в ЛПХ произведено более 9 тыс.тонн молока, 21 тыс.штук яиц. Реализовано мяса скота - 3 тыс. тонн.
Коллективными и крестьянскими фермерскими хозяйствами района в 2010 году получены субсидии из федерального и областного бюджетов в размере 72 млн. руб.
Очень своевременно выделены средства из резервного фонда Администрации Волгоградской области на борьбу с саранчой в размере 1 млн. 580 тыс.руб., что  позволило оперативно провести мероприятия по ликвидации вредителей  и не допустить их  распространение, тем самым сохранив посевы.
На территории  Светлоярского муниципального района выполняется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». В 2010 году на строительство (приобретение) жилья в сельской местности  для граждан и молодых семей получено 4 млн. руб. из федерального и областного бюджетов. Благодаря  этому приобретено и построено жилье для 4 молодых семей, члены которых являются работниками сельского хозяйства. Кроме того, улучшили свои жилищные условия 3 семьи, проживающие в сельской местности.
В ноябре 2010 года в г. Волгограде проведена выставка достижений агропромышленного комплекса Волгоградской области. Наш район стал победителем конкурса в номинации «За лучшую экспозицию» и награжден одним из пяти кубков и памятным дипломом. Свою продукцию представили коллективные хозяйства, КФХ и ЛПХ района.
Увеличение производства сельскохозяйственной продукции положительно отражается на рейтинге эффективности деятельности органов местного самоуправления в разрезе такого показателя, как динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям в процентах к соответствующему периоду предыдущего года.
По отчетам сельхозпредприятий к посевному сезону 2011 года техника и прицепной инвентарь подготовлены на 90%.
Правительством Российской Федерации принято решение о реализации фуражного зерна из запасов федерального интервенционного фонда для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся животноводством, по ценам ниже рыночных. От Светлоярского района подана заявка на 2 080 тонн.
Очень важно в настоящий момент состояние озимых культур. Предварительный анализ показывает, что около 90% всех посевов находится в удовлетворительном состоянии. Несмотря на это, труженикам сельского хозяйства для стабильного финансового состояния необходимо активно развивать животноводство, как один из стабилизирующих факторов сельскохозяйственного производства.

О потребительской сфере услуг населению, предоставляемых в нашем районе.


В Светлоярском муниципальном районе ведется работа по исполнению государственной политики в области защиты прав потребителей.
В 2010 году в отдел по защите прав потребителей обратилось 375 жителей района. Из них 91 человек с письменными заявлениями на нарушения их прав потребителей и  284 - за консультациями по применению законодательства.
В результате принятых мер, потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 1 млн. 329 тыс.рублей в досудебном порядке. По структуре - наибольший удельный вес нарушений прав потребителей приходится на сферу торговли - 60% и сферу  предоставления коммунальных услуг – 30%. Жалобы на предоставление иных видов услуг составляют 10% от общего объема нарушений.
В 2010 году отделом по защите прав потребителей  на основании многочисленных жалоб жителей р.п. Светлый Яр на высокую стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования  и незаконное начисление дополнительной платы на общедомовые нужды  в размере 7 квт. с человека направлены материалы в Управление Федеральной антимонопольной службе по Волгоградской области. По указанным делам Антимонопольным органом принято решение в пользу потребителей.
В 2010 году построены и введены в действие два новых  магазина в п. Кирова. Ведется строительство нового здания магазина и фотосалона в р.п. Светлый Яр. Построено два новых придорожных кафе в с. Дубовый Овраг и в с. Цаца.
Трое предпринимателей воспользовались преимущественным правом на выкуп муниципальных помещений в собственность.
Различные виды поддержки получили 172 субъекта малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка составила 152 тыс. рублей.
Реализация Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Светлоярского муниципального района позволила увеличить поступление единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет за 2010 год на 1 млн. 100 тыс. рублей по сравнению с 2009 годом. Необходимо отметить, что Светлоярский муниципальный район по данному показателю занял 7 место среди 39 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.   
Бытовые услуги населению в нашем районе в 2010 году  оказывали 82 индивидуальных предпринимателя и 2 юридических лица, основным видом деятельности которых является бытовое обслуживание населения. Это  такие предприятия как  ООО «Локон» и ООО «Светлана». Занятость в службе быта района в 2010 году увеличилась на 69,4% по сравнению с 2009 годом и составила 249 человек.                                                                                         
За 2010 год населению района оказано бытовых услуг на сумму 12 млн. 800 тыс.рублей, что на  12,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
В течение 2010 года в районе вновь открыто 35 предприятий бытового обслуживания. Из них 3 мастерские по ремонту автотранспортных средств, 2 мастерские по ремонту современной бытовой техники, 6 - по пошиву одежды,  3  парикмахерские, 8 предприятий по ремонту помещений. 
Открытие данных предприятий стало возможным благодаря  средствам центра занятости населения по программе самозанятости безработных граждан. Всего по данной программе выделено   2 млн. 61 тыс. 500 рублей на развитие предприятий бытового обслуживания населения и около 600 тыс.руб. на создание дополнительных рабочих мест в предприятиях службы быта.
В 2010 году через центр занятости населения обучено 18 человек по специальностям сферы бытового обслуживания населения. На эти цели затрачено  176 тыс. рублей.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что для развития отрасли большое значение имеют программы поддержки безработных граждан. При этом одновременно решается несколько задач: прежде всего, трудоустройство безработных граждан,  увеличение числа предприятий службы быта, а также  подготовка кадров для  предприятий бытового обслуживания населения.

О ситуации  в сфере образования.


В соответствии с государственной образовательной политикой деятельность администрации района в сфере образования в 2010  году направлена на обеспечение стабильности функционирования системы образования, реализацию приоритетных, актуальных и перспективных задач по обеспечению государственных гарантий доступности образования, повышения качества в соответствии с потребностями общества и государства.  
Одна из главных задач администрации муниципального района является  развитие и укрепление материальной базы детских садов, предоставление максимально возможного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. В 2010  году количество детей, посещающих детский сад, составило 1 230 человек. Начиная с 2004 года, вследствие повышения рождаемости и роста потребности в услугах дошкольного образования отмечается рост очередности детей. За отчетный год количество желающих посещать  наши дошкольные учреждения составило свыше 500 человек.            
В связи с этим, администрацией района в рамках районной «Программы развития сети дошкольных образовательных учреждений» ведется постоянная работа  по увеличению количества мест в детских садах за счет восстановления пустующих помещений. Так, в прошедшем году в трех детских садах района (Большечапурниковском, Червленовском, Привольненском ) открыто по одной группе на двадцать мест в каждой.
Капитально отремонтированы все помещения, приобретена необходимая мебель, установлена пожарная сигнализация  для открытия дошкольного учреждения на базе Чапурниковской начальной школы. В настоящее время детский сад получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности.  
В текущем году проведен капитальный ремонт Дубовоовражного детского сада: заменена система отопления и водоснабжения, отремонтированы групповые комнаты, заасфальтированы подъездные пути, обустроена прилегающая территория.
В районе осуществляют учебно-воспитательную деятельность 17 школ с количеством учащихся 3 260 человек.   Все школы полностью подготовлены к началу учебного года и приняты органами Госпожнадзора и Роспотребнадзора.
С удовлетворением отмечу, что в прошедшем учебном году нашими выпускниками единый государственный экзамен сдан успешнее, чем в 2009 году. Исходя из сравнительных результатов по области, наш район по суммарному среднему баллу по обязательным предметам  занял  седьмое место среди сельских районов, а по математике наши выпускники - на III месте в области! 
В летний период 2010 года в 18 лагерях с дневным пребыванием на базе школ оздоровительной работой охвачено 680 детей, а в районном детском оздоровительном лагере «Чайка» отдохнуло и укрепило свое здоровье 719 детей.
Организация полноценного питания в общеобразовательных учреждениях района является одним из важных факторов сохранения здоровья обучающихся. В связи с этим отдел образования района, руководители школ ведут  постоянный контроль за организацией питания, улучшения технологического оснащения пищеблоков. 
В прошедшем году на питание наших школьников затрачено:
•    4 млн. 805 тыс. рублей из областного бюджета;
•    1 млн. 955 тыс. рублей из районного бюджета.
На сегодняшний день горячее питание получают более 87% школьников из 12 школ района.  В 2010 году открыт пищеблок в Кировской школе, что позволило обеспечить полноценным горячим питанием порядка 100 ребят.
Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Принятые нормативные правовые акты различных уровней позволили развить новые формы устройства детей в семью.
Если в 2007 году на территории района проживали 4 приемные семьи, а в них 5 детей,  то  в настоящее время на учете в органах опеки и  попечительства  состоит  приемных семей - 13, в них 22 ребенка. 
В 2010 году приобретено 14 жилых помещений сиротам на сумму   7 млн. 624 тыс. руб.
С целью обеспечения безопасности учащихся и воспитанников 5 школ и 2 детских сада района оборудованы в 2010 году автоматической пожарной сигнализацией  на сумму более 800 тыс. руб.
В течение прошедшего года укреплялась и материально-техническая база учреждений образования. На приобретение различного оборудования и учебной мебели из районного бюджета израсходовано 1 млн. 380 тыс. руб.
В 2009 году сумма договоров на обслуживание инженерных сетей дошкольных образовательных учреждений составляла 2 млн. 98 тыс. рублей. В отчетном году сумма расходов по тем же объемам составила всего 456 тыс. рублей, в результате чего экономия бюджетных средств составила 1 млн. 642 тыс. рублей.
Для создания комфортных условий учащимся и воспитанникам проведены капитальные и текущие ремонты школ и детских садов на общую сумму более 13 млн. рублей. Наиболее значимые виды ремонтов:
-реконструкция кровли в Ивановской школе – 800 т.р.;
-установка узлов учета тепла в 4-х детских садах Светлого Яра – 550 т.р.;
-устройство  душевых кабин в Привольненской и Червленовской школах –  565 т.р.;
-ремонт шиферной кровли в Райгородской СОШ  - 453 т.р.;
-отделка фасада металлосайдингом,  устройство шиферной кровли и ремонт отмостки в Большечапурниковской школе, ремонт группы в детском саду (средства Большечапурниковского сельского поселения) – 7 млн. 200 т.р. и т.д.
Задачи на 2011 год:

1.    Расширение и сохранение сети дошкольных образовательных учреждений: открытие дополнительной группы в Кировском, Большечапурниковском детских садах и 2-х групп в Светлоярском ДОУ № 4.
2.    Обеспечение своевременного проведения процедуры  лицензирования школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.
3.    Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений района.


О самом ценном в нашей жизни: о здоровье и медицине.


В отчетном году выполнены поставленные задачи по проведению лицензирования медицинской деятельности МУЗ "Светлоярская ЦРБ".   В период подготовки к лицензированию  проведен капитальный ремонт в Дубовоовражной, Цацинской, Червленовской, Наримановской амбулаториях, Ивановском, Соляновском, Райгородском ФАПах, Приволжской участковой больнице.
Выполнены ремонтные работы в режимных кабинетах взрослой и детской поликлиниках, операционного блока, внутрибольничной аптеке, отремонтирована система отопления в центральной районной больнице. Общая стоимость проведенных работ составила  1 млн. 931 тысяча рублей.
В целях обеспечения требований санэпидрежима приобретено медицинское оборудование, медицинский инструментарий на общую сумму 1 миллион  109 тысяч рублей.
В настоящее время на территории Светлоярского района проведена реструктуризация здравоохранения в объеме сокращения 25 коек круглосуточного стационара (9 коек по Светлоярской районной больнице и 16 коек по Привольненской участковой больнице). Всю плановую госпитализацию стационарных отделений, где количество коек уменьшилось, взял на себя дневной стационар. Привольненская участковая больница с 15 января 2011года функционирует в статусе Привольненской амбулатории, имеющей в своей структуре 15 коек дневного стационара.
Целью реформирования системы здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развитие профилактической направленности деятельности МУЗ "Светлоярская ЦРБ", формирование здорового образа жизни, а также оптимизация расходов в области здравоохранения.
Важнейшими составляющими комплексной оценки здоровья населения являются структура и уровень заболеваний.
В структуре общей заболеваемости взрослого населения в 2010 году на первом месте регистрировались болезни системы кровообращения – 33,2%, на втором – болезни органов дыхания – 19,1%, третьем – болезни пищеварительной системы – 11,6%. Рост заболеваемости отмечен  практически во всех классах. Обращает на себя внимание рост болезней кровообращения (ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии), злокачественных заболеваний. Число пациентов, направленных на освидетельствование в бюро медико - социальной экспертизы составило 620 человек, признаны инвалидами в 2010 году 530 человек. В течение года дважды в неделю обеспечивалась транспортировка  в уронефрологический центр города Волжский жителей района для получения высокотехнологических видов лечения.
В течение 2010 года отлажена работа по патронажному наблюдению детей, особенно детей первого года жизни.  Проведено закрепление детского населения  за участковыми врачами педиатрами по территориальному принципу. Осмотр детей педиатрами производится по месту проживания, соблюдается принцип осмотра ребенка педиатром на дому в первые десять дней жизни после выписки из родильного дома.
Это внесло свой вклад в то, что в течение 2010 года по Светлоярскому району не зарегистрированы  случаи смерти детей первого года жизни. Впервые за многие годы младенческая смертность по району равна нулю.
Укомплектованы профессиональными врачебными кадрами ставки узких специалистов районной поликлиники – эндокринолога, онколога.
Возросла хирургическая активность центральной районной больницы.
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается напряженной. В 2010 году приостановился рост случаев впервые выявленного туберкулеза,  регистрируемый с 2003 года. Выявлено 50 больных туберкулезом, что на 4 случая меньше предыдущего года. В течение года  обследование населения на туберкулез проводилось двумя передвижными флюорографами.
В 2010 году на территории района вновь выявлено 6 ВИЧ – инфицированных, что на 1 случай больше числа зарегистрированных больных  в 2009 году. Всего  с 1994 года  в Светлоярском районе выявлено 87 ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день в районе зарегистрировано 7 детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей.
В 2010 году по Червленовскому, Наримановскому сельским поселениям, а так же в с. Ивановка зарегистрирована  вспышка заболеваемости вирусным гепатитом А.  Число заболевших  составило 47 человек, большая часть из которых дети. Во всех случаях проведены противоэпидемиологические мероприятия, с профилактической целью проведена вакцинация 560 детей.
На укрепление материально -  технической базы использованы средства депутатов Волгоградской областной Думы в размере 87 тысяч рублей, реализованы наказы к депутатам Светлоярской районной Думы  в объеме 844 тысячи 537 рублей. Привлечены средства хозяйствующих субъектов в размере более 1 млн. рублей.
МУЗ "Светлоярская ЦРБ" представила проект «Ветеран» и одержала победу в VII конкурсе социальных проектов, проводимом  нефтяной компанией  «Лукойл» в Нижнем Поволжье в номинации «Великая Победа». На средства, полученные в результате победы в конкурсе, установлены пандусы в центральной районной больнице и поликлинике, отремонтированы две палаты, кабинет районной поликлиники.
В течение года продолжалось льготное лекарственное обеспечение жителей района из средств муниципального бюджета. Всего на эти цели израсходовано 355 тысяч рублей.    
В муниципальном бюджете на 2011  год на льготное лекарственное обеспечение запланировано  600 тысяч рублей.
Из средств федерального бюджета на сумму  4 млн. 723 тысячи рублей произведено обеспечение  дорогостоящими лекарственными препаратами 11 жителей района, страдающих социально-значимыми заболеваниями. Средняя стоимость одного  рецепта составила 58  тысяч рублей.
Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий жителей, сохранивших право пользования социальным пакетом  произведено на сумму 5 миллионов 489 тысяч  рублей.

В 2010 году проведен ряд мероприятий по финансовому оздоровлению Муниципального унитарного предприятия «Светлоярская центральная районная аптека». Учреждение выведено из плана приватизации муниципального имущества, приобретено новое оборудование, погашены долги прошлых лет.
Открыты аптечные подразделения в п. Кирова, с. Дубовый Овраг, с. Ивановка, п. Северный и п. Привольный. На сегодняшний день реализация лекарственных препаратов населению осуществляется во всех населенных пунктах района.
Приоритетными направлениями  в области здравоохранения  на 2011 год остаются мероприятия по улучшению показателей здоровья населения района, увеличения рождаемости, снижению смертности во всех возрастных группах, реализация мероприятий национального проекта «Здоровье» и  Концепции развития здравоохранения до 2020 года.

Основные задачи:

1.     Укомплектование штатных единиц врачебного состава узкого профиля.
2.    Проведение капитального ремонта районной поликлиники и здания центральной районной больницы.
3.    Завершение работ по установке противопожарной сигнализации во всех подразделениях ЦРБ.
4.    Проведение лицензирования фармацевтической деятельности.

О нашем будущем – о молодежи района

Определяя для себя молодежную политику как кадровую политику будущего, вложение сил и средств в завтрашний день, администрация Светлоярского муниципального района видит свою стратегическую цель в создании условий для реализации и развития потенциала молодежи.  Отношение к молодежи меняется: сегодня она рассматривается не как проблема, а как ресурс. Именно поэтому в реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: на первый план выходит не социальная поддержка молодёжи, а создание эффективных механизмов включения ее в созидательную деятельность.
Впервые в 2010 году при Светлоярской районной Думе сформирован молодежный парламент.
В рамках акции «Дети, совесть и прибыль», направленной на предупреждение продажи несовершеннолетним алкогольной, табачной продукции, пива проведены рейды по торговым точкам, дискотекам, налажен диалог с предпринимателями, представителями общественности. 
В мае  2010 года в  преддверии Дня молодежи России на базе ДОЛ «Чайка» состоялся  слет рабочей молодежи «Сельская молодежь и инновационное развитие», целью которого стало решение актуальных проблем, касающихся сельской молодежи и разработка комплекса мероприятий и рекомендаций по созданию условий для обеспечения трудоустройства молодежи, организации досуга, предоставления жилья для молодежи. В работе  слета  приняли участие делегации всех 10  поселений района.
Планомерная, систематическая работа с внедрением новых форм работы с молодежью  по реализации молодежной политики ведется в Большечапурниковском,  Червленовском,  Райгородском, Кировском, Приволжском, Дубовоовражном сельских  поселениях. Тому подтверждением стал конкурс на лучшую организацию работы с молодежью по месту жительства. По итогам конкурса победителем стало Большечапурниковское сельское поселение. 
В сентябре  состоялся районный конкурс «Молодая семья-2010», победители которого (семья Великановых из Большечапурниковского  сельского поселения) были направлены на зональный конкурс молодых семей в г. Калач-на-Дону, где заняли 1 место.
Приняв участие во всех областных конкурсах по линии  Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области в 2010 году привлечены средства областного бюджета  в размере 4 млн.262 тыс. рублей.  В областном смотре-конкурсе среди специализированных учреждений  по работе с молодежью Центр «Электроник» занял 2 место.
В 2010 году в профильных лагерях и сменах отдохнуло и оздоровилось 479 человек. За период с июня по декабрь 2010 года  отделом по делам молодежи направлены на оздоровление в санатории  Российской Федерации и Волгоградской области 88 подростков в возрасте от 7 до 15 лет.
На территории района  продолжает реализовываться целевая программа «Создание временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан». По итогам областного конкурса программа заняла 1 место.  В  2010 году трудоустроено 386 подростков, выплачена заработная плата на общую сумму 2 млн. 098  тыс.руб.  В прошедшем году создано 250 временных рабочих мест, расходные обязательства областного бюджета по которым составили 1 млн. 353 тыс. рублей. Администрацией района выделено 320 тыс. рублей  на трудоустройство 57 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Эффективной формой занятости, профилактики правонарушений в летний период является организация лагерей труда и отдыха. 40 подростков Привольненского и Червленовского  поселений  трудились и были организованы полезной деятельностью  в течение 21 дня. 
На организацию стационарных лагерей труда и отдыха на территории района затрачено  1млн. 200 тыс. руб. из бюджетов различного уровня.
Молодежная политика - это не только организация досуга и занятости, но и решение социальных проблем молодежи. За 5 лет  117 молодых семей улучшили свои жилищные условия, стали обладателями собственного жилья по программе «Молодой семье - доступное жилье».
В 2010 году за счет средств федерального, областного бюджетов и  средств бюджетов поселений   13  семей  стали участниками программы.                            
16 ноября 2010 года в Большом зале  Администрации Волгоградской области  8 молодым семьям  Светлоярского муниципального района вручены в торжественной обстановке главой Администрации Волгоградской области А.Г.Бровко  свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
В настоящий момент в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 150 молодых семей Светлоярского муниципального района.
Объем финансирования за весь период реализации  программы составил:  федеральный бюджет – 16 млн. 557 тыс. рублей;  областной бюджет – 21 млн. 355  тыс. рублей  и местный бюджет – 2 млн. 333 тыс. рублей.   
Одна из важнейших задач в настоящий период -  восстановление и развитие на новом уровне сети поселенческих муниципальных учреждений по работе с молодежью, районного учреждения Центр «Электроник». Поэтому на всех уровнях исполнительной власти необходимо оперативно заняться решением вопросов с выделением помещений, укреплением материально-технической базы детско-молодежных центров, молодежных общественных организаций, чтобы в полной мере задействовать их потенциал при проведении государственной молодежной политики.

Перейдем к духовной сфере – культуре и творческим талантам.


В ходе осуществления культурной политики в Светлоярском муниципальном районе главной целью является создание условий для эффективной и творческой работы всех учреждений района, развитие самодеятельного художественного творчества, возрождение и сохранение традиционной культуры.
В Светлоярском районе работают 123 коллектива самодеятельного художественного творчества, с общей численностью участников – 1158 человек и 100   любительских объединений с численностью участников 1882.
В районе 11 коллективов художественной самодеятельности имеют почетные звания «народный» и «образцовый».
По творческой активности коллективов и солистов район занимает лидирующее   место в Волгоградской области. В 2010 году район принял участие в 25 конкурсах различного уровня.
Наиболее значимые из них:
•    II  Международный детско-юношеский конкурс-фестиваль «Зимняя  карусель» (г.Волгоград, фольклорный  ансамбль  «Потешники» – дипломанты I  степени»);
•    Международный конкурс-фестиваль детско-юношеского творчества «Сердце  мира»   в  Египте (диплом  лауреата ансамбль «Потешники» ДШИ);
•    Международный фестиваль  молодых исполнителей «Союз  талантов  России»  в г. Сочи (Диплом  2-й  степени  театр  мод  «Фантазия»  Привольненского  СДК);
•    Всероссийский  фестиваль  «От  Волги  до  Дона».
2010 год  ознаменован  65-й  годовщиной  Победы  советского  народа  в  Великой Отечественной  войне.  В рамках  празднования  юбилея  Победы в   Светлоярском районе  проведен   ряд  мероприятий. В мае  совместно  с  Главами  поселений  района  и депутатами Светлоярской районной Думы организовано  вручение  юбилейных  медалей и поздравлений участникам ВОВ,  труженикам тыла, вдовам  погибших  ветеранов.
25 сентября Светлоярский муниципальный район отметил 75-летний юбилей. «Живи и здравствуй, район дорогой!» - именно такое название получило праздничное торжественное мероприятие, посвящённое этой знаменательной дате.
Наиболее важным  вопросом  в  деятельности  учреждений культуры  является  укрепление  материально-технической   базы  в  целом.  За  2010 год  осуществлены  ремонты в  Кировском,  Приволжском,  Привольненском,  Цацинском сельских домах культуры.  Установлены  противопожарные  сигнализации  в  Привольненском  СДК,  Червленовском,  Цацинском   и  Дубовоовражном  СДК  на  общую  сумму  723,8 тыс.рублей. 
Завершено  строительство  Большечапурниковского  Сельского Дома Культуры  на  200    посадочных  мест.
За данный период 15 библиотек Светлоярского муниципального района компьютеризированы. Постоянный доступ к сети Интернет имеют Центральная библиотека, Привольненская и Дубовоовражная сельские библиотеки.
Прослеживается положительная динамика роста контингента Детской школы искусств.

2008г. - 271 обучающихся
2009г. - 273 человека
2010г. - 313 учащихся

С  1  сентября  2010  года  начал  свою  работу  филиал  школы искусств   на  базе Кировской  СОШ  по  классам  фортепиано, баяна, аккордеона,  духовых  и  ударных  инструментов. 
В 2010 году Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Светлоярская детская школа искусств» прошло государственную аккредитацию, по результатам которой ему установлен государственный статус и присвоена  высшая   категория.
Успешно  продолжает   свою  деятельность районный историко-краеведческий  музей.  В   течение   2010 года  данным  учреждением   проведено   160 экскурсий, которые  посетили  2400 человек.

О спорте.


Развитие сферы  физической культуры и спорта на территории района еще одна задача органов местного самоуправления. Указанные полномочия на территории района осуществляют:
•    Общеобразовательные школы, Детско-юношеская спортивная школа, которые проводят спортивно-массовую, физкультурно-массовую и оздоровительную работу с учащимися школ.
•    Муниципальное учреждение «Межпоселенческий центр физической культуры и спорта», возобновивший свою работу в 2010 году.  Его основной  задачей является привлечение к регулярным занятиям физкультурой и спортом учащихся, рабочей молодежи и взрослого населения района.
Акробаты Светлоярской ДЮСШ в течение учебного года принимали участие в Первенстве и Чемпионате области, Чемпионате ЮФО, Всероссийских соревнованиях.
«Четверка» гимнастов тренеров-преподавателей Николаевых Олега Владимировича и Татьяны Максимовны отделения Светлый Яр стали бронзовыми призерами Первенства ЮФО в г. Краснодаре. Мужская  пара гимнастов  на Всероссийских соревнованиях в г. Орел выполнила норматив Мастера спорта и заняла 2 место.
В финале XXI Спартакиады учащихся Волгоградской области сборные команды юношей и девушек в очередной раз заняли 1 место (тренеры: Заслуженный тренер России Мишин Михаил Стефанович, Сергеева Анастасия Сергеевна, Эрендженов Евгений Николаевич, Фадеева Екатерина Сергеевна).
Воспитанник тренеров-преподавателей Бочарова Владимира Матвеевича и Весельского Романа Леонидовича Смусев Антон по итогам областной Спартакиады по рекомендации Спорткомитета Волгоградской области представлен к награждению Президентским грантом одаренной молодежи в области спорта.
Светлоярская ДЮСШ приняла участие в VII конкурсе социальных и культурных проектов нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» в Нижнем Поволжье в номинации «Культура и спорт» и выиграла проект «Наш спортивный дворик», который позволит осуществить строительство дворовой спортивной площадки в р.п. Светлый Яр.
В XXI Спартакиаде учащихся Волгоградской области в общекомандном зачете Светлоярский район занял 3 место.
В смотре – конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Светлоярская ДЮСШ заняла первое место среди  спортивных школ области.
Межпоселенческий центр физической культуры и спорта в 2010 году провел большую работу по пропаганде здорового образа жизни и привлечению населения к регулярным занятиям спортом.
Открыт шахматный клуб в р.п. Светлый Яр. Образована районная футбольная команда «ЛУЧ-к», участвующая в Чемпионате Волгоградской области по футболу.
Сборная команда района на базе ТОСов села Большие Чапурники заняла 2-е место в Спартакиаде жителей ТОСов Волгоградской области. А команда волейболистов стала чемпионом Спартакиады.
Задачи, стоящие в области развития спорта на территории района на 2011 год:
-введение в эксплуатацию Физкультурно-оздоровительного комплекса в р.п. Светлый Яр;
-вовлечение как можно большего числа жителей к занятиям спортом;
-выявление и работа с одаренными детьми.

Об инновационном направлении в нашем районе.


Мир вокруг нас стремительно меняется. Наряду с ним совершенствуются и информационные технологии.
Внедрение современных информационных технологий сегодня является необходимым условием обеспечения информирования населения о деятельности органов власти, организации полноценного  диалога «население - власть».
Совершенствование системы и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу сегодня определены на федеральном уровне как важнейшие задачи административной реформы.
В августе 2010 года на территории района открыт многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг. В настоящее время МФЦ работает как информационный пункт, в котором оказываются консультации специалистами  отдела Федеральной Регистрационной службы,   Федеральное БТИ, Муниципальным учреждением «Районное управление земельными ресурсами», отдела субсидий администрации района. За период с августа по декабрь 2010 года услугами МФЦ воспользовались 680 жителей района.
С целью реализации права граждан на доступ к информации с 2008 года функционирует и динамично развивается web-сайт  администрации Светлоярского муниципального района, который является основным Интернет-ресурсом органов местного  самоуправления.
Значительно возрос по сравнению с предыдущими годами интерес жителей района к информации, размещаемой на сайте. Так, в 2008 году среднее количество посетителей сайта составляло 650 человек в месяц, в 2009 году – это уже порядка 850 человек, а в 2010 году – более 1500 человек. Интерес жителей вызван тем, что если в 2008 году на сайте было размещено всего 28 материалов, в 2009 году- 63, то в 2010 году это количество возросло в 7,5 раз и составило  470 материалов в год. В настоящее время сайт нашего района зарегистрирован более чем в 5 тысячах тематических каталогах.
Все чаще наши жители посредством интернет-приемной обращаются с волнующими вопросами к представителям органов местного самоуправления. И хочу вас заверить, что ни один вопрос, заданный в электронном виде через сайт района, не остался без внимания.
В 2010 году в Светлый Яр привлечен оператор связи, который  предоставляет доступ к сети Интернет бюджетным учреждениям бесплатно, а жителям поселка по ценам, значительно ниже, а по качеству выше, чем предлагает существующий оператор.  Стало возможным организовать единую сеть передачи данных между муниципальными учреждениями районного поселка Светлый Яр.
Для расширения видов деятельности, возможности обслуживания муниципальных учреждений района в мае 2010 года Центром Информационных технологий получена лицензия Министерства РФ по делам ГО и ЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В настоящее время учреждение на безвозмездной основе обслуживает системы автоматической пожарной сигнализации 35-ти муниципальных учреждений района (школы, детские сады, ДЮСШ, УМХ, учреждения здравоохранения и т.д.). Это позволило сэкономить 1,5 млн. рублей бюджетных средств за 6 месяцев 2010 года.
Завершая свой доклад, считаю, что работу администрации в 2010 году можно считать удовлетворительной - мы добились определённых результатов, исполнили по-возможности стоящие перед нами обязательства.
В своем выступлении старался отразить наиболее яркие и важные аспекты деятельности районной власти направленной на:
-безопасность проживания;
-возможность получения жилья;
-экономию затрат на бытовые нужды как для человека, так и для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, на которых работают жители района;
-возможность занятости и проведения досуга;
-безопасность детей  в учебных заведениях и учреждениях дошкольного образования.
На фоне производства и экономики  в целом, это важнейшие задачи, над которыми мы продолжим работать в текущем году.
Отмечу, также, работу всех сотрудников структурных подразделений администрации района, муниципальных учреждений -  выполняя свою повседневную работу, каждый из вас внес свою лепту в реализацию поставленных перед нами задач.
Спасибо всем за совместную работу, за внимание и поддержку.