Доклад губернатору Печать
28.04.2012 19:01

Главе Администрации
Волгоградской области
С.А. Боженову

 

ДОКЛАД

Крутова Николая Владимировича

Главы Светлоярского муниципального района Волгоградской области

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов  и муниципальных районов за 2011 год и их планируемых значениях  на 2012-2014 годы

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

1. Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития городского округа (муниципального района) за 2011 год.
2. Обоснование достигнутых значений показателей по сферам:
•    экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности, сельское хозяйство, доходы населения);
•    здравоохранение и здоровье населения,
•    дошкольное образование,
•    общее и дополнительное образование,
•    физическая культура и спорт,
•    жилищное строительство и обеспечение граждан жильем,
•    жилищно-коммунальное хозяйство,
•    организация муниципального управления,
•    энергосбережение и повышение энергетической эффективности,
•    благоустройство.
3. Анализ и расчет неэффективных расходов местных бюджетов в сфере:
•    здравоохранения,
•    общего образования,
•    жилищно-коммунального комплекса,
•    организации муниципального управления.
Меры, принимаемые органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, для снижения неэффективных расходов.
4. Характеристика показателей отражающих полномочия органов местного самоуправления поселений, расположенных на территории муниципального района (дополнительный раздел для муниципальных районов).
5. Приложение: Таблица показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)

 

1. Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития городского округа (муниципального района) за 2011 год.


Социально-экономическое развитие Светлоярского муниципального района в 2011 году проходило в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, что характерно для российской экономики в целом. Приоритетными направлениями деятельности администрации Светлоярского муниципального района являлись такие задачи, как строгое выполнение социальных обязательств, поддержка бесперебойной работы по жизнеобеспечению всех структур Светлоярского района, создание условий для привлечения в экономику и социальную сферу финансовых ресурсов.
Важную роль в социально-экономическом развитии Светлоярского муниципального района играют демографические процессы, т.к. именно население является важнейшим фактором развития любого муниципального образования.
По состоянию на 01.01.2012 года численность постоянного населения Светлоярского муниципального района по данным Всероссийской переписи населения составила 38 166 человек.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдалось снижение числа родившихся на 5,6% и увеличение числа умерших на 2,1%. Естественный прирост сменился незначительной (-2 человека) убылью населения.
Число безработных граждан на конец 2011 года составляет 595 человек, что на 5% (28 человек) ниже показателя прошлого года.
Величина бюджетной обеспеченности в расчёте на 1 жителя в 2011 году составила – 19,1 тыс. рублей, в 2010 – этот показатель ниже – 17,7 тыс. рублей. В целом общая сумма расходов консолидированного бюджета района за 2011 год составила 729,4 млн. рублей.
В 2011 году оборот организаций Светлоярского района составил в действующих ценах 3 064,9 млн. рублей или 103% к уровню 2010 г., объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами – соответственно 2 511,9 млн. рублей или 100,4%.
Важную роль в Светлоярском районе играет промышленность, которая насчитывает  63 предприятия, в том числе крупных и средних – 6 и  представлена производством продуктов питания, строительных материалов, нефтепродуктов, добычей и переработкой полезных ископаемых; 4 организации – текстильным производством. Самым крупным и оказывающим существенное влияние на формирование индекса промышленного производства Волгоградской области в Светлоярском муниципальном районе является ООО «Фрегат-Юг» (0,3%). Темпы роста (снижения) объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности промышленных организаций Светлоярского района в действующих ценах (2011 г. в % к 2010 г.) составили: обрабатывающие производства – 103,7%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – в 1,7 раза.
В сфере сельского хозяйства в 2011 году крупными и средними организациями сельского хозяйства Светлоярского района отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 1 077,3 млн. рублей или 94,6% к 2010 году.
За 2011 год населению Светлоярского района организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, оказано платных услуг на сумму 174,7 млн. рублей, что на 106,5% выше значения 2010 года. Наибольшая доля в объеме платных услуг приходится на коммунальные услуги (59,5%) и услуги системы образования (18,4%).
В современных экономических условиях важным способом получения государственной поддержки органов местного самоуправления является участие муниципального образования в федеральных и областных программах.
Так, в 2011 году по  программе газификации Волгоградской области по схеме софинансирования с ОАО «Газпром» выполнены проекты на строительство внутрипоселковых газораспределительных сетей в таких населенных пунктах как  п. Приволжский, п. Новосад и  с. Цаца. Объем средств, затраченных на проектирование данных проектов, составляет более 4 млн. руб., из которых 3 млн. 600 тысяч рублей – это средства области, 510 тыс. рублей – средства  поселений района.
По данной программе выполнено проектирование и строительство 2-ух межпоселковых газопроводов: с. Дубовый Овраг–п. Приволжский – с. Цаца, и газопровод п. Заря – с. Ивановка, строительство которых практически уже завершено.
В 2011 году были построены и введены в эксплуатацию внутрипоселковые газораспределительные  сети в селах – Червленое,  Солянка, ст. Канальная и  Дубовый Овраг. На эти цели из  областного  бюджета  в 2011 году выделено 89,8 млн. руб. Долевое участие муниципального района и поселений в финансировании строительства составило 12,9 млн. рублей.

2. Обоснование достигнутых значений показателей по сферам

2.1 Экономическое развитие

Дорожное хозяйство и транспорт
В связи с дефицитом бюджета района и бюджетов большинства поселений Светлоярского муниципального района денежные средства на дорожное хозяйство в 2011 году, как и в 2010 году, не выделялись. Общий объем расходов на транспорт в 2011 году составил 16,11 тыс. рублей (10 показатель), в 2010 году данный вид расходов отсутствовал вовсе.
В 2011 году отремонтировано 15,2% автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием (2 показатель).
В 2012 году Светлоярский муниципальный район вошел в программу распределения средств Волгоградского областного дорожного фонда на условиях софинансирования. В рамках программы из областного дорожного фонда ожидается поступление 5,6 млн. рублей; 2,5 млн. рублей будет выделено из бюджета Светлоярского муниципального района, и еще 2,5 млн. рублей из бюджетов городского и сельских поселений Светлоярского муниципального района.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из главных социально – экономических задач общегосударственного значения.
С целью развития и поддержки малого и среднего предпринимательства          в районе принята целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на период 2010-2012 годы. На реализацию мероприятий по программе предусмотрено финансирование из районного бюджета в размере 920,0 тыс. руб, из них: 2010 год – 270,0 тыс. рублей, 2011 год – 250,0  тыс. рублей и на 2012 год – 400,0 тыс. рублей.
За отчетный период в рамках программы оказана финансовая поддержки  в виде субсидий 12 субъектам малого и среднего бизнеса  на сумму 170,6 тысяч рублей. В результате  получения дополнительных средств на расширение  собственного производства, предприятия были привлечены к непосредственному участию в создании новых производственных площадей. Всего на исполнение мероприятий программы за 2011  год израсходовано 233,3 тысячи рублей, что на 52,46% больше суммы 2010 года (20 показатель).
Благодаря принятию мер по развитию малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления Светлоярского муниципального района в рамках программы, в 2011 году на 8,95% увеличилось число субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2010 годом (14 показатель).
Улучшение  инвестиционной привлекательности
Построение новой современной модели экономики в районе является невозможным без серьёзных инвестиций. Администрация района всячески поддерживает инвестиционную деятельность, так как без появления новых производств, а, следовательно, и новых рабочих мест, укрепление собственной налогооблагаемой базы просто невозможно.
Работа по привлечению инвестиций ведётся системно и активно. Вся информация, необходимая для потенциальных инвесторов, предоставляется областному  Агентству инвестиций и развития, а также  постоянно размещается на  официальном сайте администрации Светлоярского муниципального района.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом в результате работы администрации Светлоярского муниципального района в 3 раза увеличилась площадь земельных участков, предоставленных для строительства (24 показатель).
В Светлоярском районе можно выделить следующие наиболее значимые инвестиционные проекты, действовавшие в 2011 году:
- строительство цеха по убою и первичной переработке туш сельскохозяйственных животных мощностью 2 т/сутки в с. Большие Чапурники. Инвестор – ООО «МонтажТехнолоджи». Предполагаемая общая сумма инвестиций – 10 млн. рублей;
- строительство цеха по переработке маслосемян горчицы на ст. Чапурники. Инвестор – ИП Гапончук П.А.. Объем инвестиций в данный проект – 10 млн. руб.;
- организация площадок по аренде сельхозтехники в р.п. Светлый Яр, с. Дубовый Овраг, с. Цаца компанией  ООО «ЮгЖилДорМаш», капиталовложения в каждую площадку около 25 млн. руб.;
- реконструкция компанией ОАО «Червленое» орошаемого участка 1200 га., на что планируется потратить около 120 млн. рублей;
- реконструкция компанией ООО «Райгород» орошаемого участка 1200 га., с объемом инвестиций около 360 млн. рублей;
- строительство компанией ООО «Волгоградстрой» многоквартирного жилого дома общей площадью 3 287 кв. м. в р.п. Светлый Яр.
Всего объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в Светлоярском муниципальном районе в 2011 году составил 9 917,20 рублей, что на 70,32% выше значения 2010 года (36 показатель).
Сельское хозяйство
Для сельского хозяйства района 2011 год сложился крайне сложно. Малоснежная зима 2010-2011 года с аномально низкими продолжительными температурами поспособствовала гибели озимых. Из 41 тыс. га. озимых 11,7 тыс.га. пришлось списать по причине их гибели. Атмосферная и почвенная засуха в мае, июне 2011 года привела к гибели посевов яровых зерновых культур и недобору урожая озимых. Благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных предприятий Светлоярского муниципального района (163,7 млн. рублей, вместо 72,2 млн.рублей в 2010 году), удалось избежать банкротства многих предприятий этой сферы.
Иначе дело обстоит в сфере животноводчества. В хозяйствах всех категорий в 2011 году было надоено 13,2 тыс. тонн молока, в 2010 году 11,5 тыс.тонн, рост составил 114,3%.
Производство мяса и птицы в живой массе за 2011 год составило 21,6 тыс. т., в 2010 году 18,6 тыс.тонн. Прирост производства мяса составил 116%.
С каждым годом наращивает объемы производства мяса птицы птицефабрика ОАО «Фрегат-Юг», в 2011 году выращено 20,2 тыс. тонн мяса птицы, в 2010 году 18,2 тыс. тонн.
В целом производство сельскохозяйственной валовой продукции в фактических ценах отчетного года  по району составляет 2 млрд. 321 млн. руб., что на 30% больше, чем в 2010 году.
В 2011 году с прибылью сработали такие предприятия как ООО «Фрегат-Юг», ОАО «Червленое», СПК «Ергенинский», ООО «Райгогрод», ООО «Союз-Агро» и другие; всего в 2011 году в Светлоярском муниципальном районе осуществляли свою деятельность 10 прибыльных сельскохозяйственных предприятий (37 показатель).
Средняя заработная плата    в сельхозпредприятиях района в 2011 составила 9 650 рублей, в 2010 году 8 749 рублей.      
Доходы населения
Основными источниками денежных доходов населения являются: заработная плата (её доля в общем объеме денежных доходов населения составляет 50%), пенсии, пособия – 30%.
В 2011 году наблюдался рост заработной платы во всех типах учреждений и предприятий Светлоярского муниципального района. Так, по крупным и средним предприятиям темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2011 году составил 112,35% относительно 2010 года (45 показатель); темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных дошкольных учреждений – 113,81% (46 показатель); темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений – 115,37 (48 показатель); темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения – 104,8% (52 показатель).
Средний размер назначенной месячной пенсии в Светлоярском муниципальном районе в 2011 году составил 7 364 рублей, что на 8,73% больше значения 2010 года.

2.2 Здравоохранение и здоровье населения

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Светлоярская центральная районная больница» – МБУЗ «Светлоярская ЦРБ»  является органом управления муниципальной системы здравоохранения района, осуществляющей методическое руководство учреждениями здравоохранения, расположенными на территории района: районной больницей,  детской поликлиникой, районной поликлиникой, шестью амбулаториями, двенадцатью  фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПами); отвечает за организацию и уровень здравоохранения, качество лечебно-профилактической помощи. Больницы, амбулатории, ФАПы, являясь подразделениями участковых больниц или амбулаторий административно и функционально подчиняются главному врачу МБУЗ «Светлоярская ЦРБ». При этом используется централизованный тип финансирования через ЦРБ подразделений МБУЗ «Светлоярская ЦРБ». Плюсом данной системы является более эффективное использование финансовых средств, при консолидировании их в одном месте.
В 2011 году по долгосрочной областной целевой программе «Социальное развитие села на 2009 – 2012 годы» с использованием субсидий из областного фонда софинансирования расходов на развитие общественной инфраструктуры начато строительство фельдшерско-акушерского пункта на ст. Чапурники, рассчитанного на 45 посещений в смену. Стоимость строительства составляет 5,1 млн. рублей, из которых 4,2 млн. – это средства федерального и областного бюджетов, 900 тыс. руб. – это средства муниципального района. В текущем году строительство объекта будет завершено и граждане, проживающие на ст. Чапурники,  получат новое благоустроенное здание, оборудованное в соответствии с современными требованиями.
В рамках действующей в 2011 году районной целевой программы «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Светлоярском муниципальном районе на 2011 год» удалось охватить взрослое население Светлоярского муниципального района профилактическими осмотрами на уровне 72% (59 показатель).
Профилактические осмотры на выявление заболеваний на ранних стадиях, диспансерные наблюдения за хроническими больными, дополнительная диспансеризация работающих, улучшение качества оказания медицинской помощи стационарным больным позволили в 2011 году на 33,9% снизить случаи смерти лиц в возрасте до 65 лет, а также почти в 2 раза сократить случаи смерти детей до 18 лет, что положительно отразилось на динамике 71-80 показателей таблицы.
Общий объем расходов бюджета Светлоярского муниципального района на здравоохранение в 2011 году составил 56 847,90 тыс. рублей, что на 6,57% выше уровня 2010 года (104 показатель).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений здравоохранения увеличилась на 4,8 % и составила 11 194,00 рублей, в том числе врачей – 22 410,00 рублей, среднего медицинского персонала – 11 420,00 рублей, прочего медицинского персонала – 7 174,00 рублей (52-55 показатели). 

2.3 Дошкольное образование

Все дошкольные образовательные учреждения района являются объектами муниципальной формы собственности.
В результате принятых мер районной целевой программы «Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений Светлоярского муниципального района на 2009-2011 г.г.» за 2011 год открыто 6 дополнительных групп на 95 мест, в связи с чем численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2011 году увеличилась на 4,2% относительно 2010 года (121 показатель), а доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет сократилось на 26,3 % (128 показатель).
Общий объем расходов на дошкольное образование в Светлоярском муниципальном районе в 2011 году составил 51 335,51 тыс. рублей, что на 9,23 % больше 2010 года (134 показатель).

2.4 Общее и дополнительное образование

Динамичные темпы развития сферы образования позволили району активно включиться в ряд областных образовательных  проектов. Продолжен курс на получение школьниками доступного качественного образования, ориентированного на достижение результата, на личностный успех каждого ребёнка.
Система  образования района представлена шестнадцатью общеобразовательными школами, тринадцатью дошкольными учреждениями с количеством обучающихся и воспитанников 4 454 человек и двумя учреждениями дополнительного образования, которые посещают 5 464 ребенка.
При сохранении тенденции роста расходов на образование  доля средств  в муниципальном  бюджете  составила  26,59 % (178 показатель) или 193 915,18 тыс. руб. (174 показатель), что по сравнению с прошлым годом больше на 3,82 %.
В 2011 году все образовательные учреждения района прошли  процедуру лицензирования. При подготовке к лицензированию проведены необходимые ремонтно - строительные работы, приобретено необходимое  оборудование, устранены замечания Роспотребнадзора и Госпожнадзора на общую сумму 10,4 млн. руб.
Благодаря реализации районной Программы «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений» все школы, детские сады, учреждения дополнительного образования обеспечены автоматической пожарной сигнализацией. В 2011 году на эти необходимые меры затрачено 337 тыс. рублей из районного бюджета. Построено и отремонтировано 5 пожарных водоемов за счет сил и средств администраций поселений и  предпринимателей.
Согласно плану реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области школьные библиотеки пополнились учебниками и художественной литературой, приобретено учебное и спортивное оборудование и оборудование для школьных столовых, проведён капитальный ремонт пищеблоков Райгородской и Цацинской школ, текущий ремонт зданий Приволжской и Прудовой школ. На проведение данных мероприятий израсходовано средств из федерального и районного бюджетов в объёме  7,2 млн. руб.    
В 2011 году все школы района работали по новой системе оплаты труда, ориентированной на результат (184 показатель). Это обеспечило рост заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений на 15,37 % с 10 917,10 рублей в 2010 году до 12 595,60 рублей в 2011 году (48 показатель), в том числе: учителей на 22,06%, средняя заработная плата которых составила 14 933 рублей (49 показатель), прочего персонала на 5,53%, средняя заработная плата которых составила 8 163,00 рублей (51 показатель).
Модернизация образовательного процесса, значительные финансовые вложения в отрасль образования приносят свои плоды в уровне знаний выпускников района. Из 131 старшеклассников  12 получили золотые и серебряные медали, 64 % из числа выпускников наших школ  успешно поступили в высшие и средние образовательные учреждения.
Согласно Закону Волгоградской области «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для сельских районов Волгоградской области»  в 2011 году 25 наших выпускников по целевому приему продолжили свое образование в педагогическом, медицинском и сельскохозяйственном университетах, в институте культуры и искусств.
Положительной тенденцией в сфере дополнительного образования детей является расширение границ предоставления начального музыкального и художественного образования детей. В результате чего прослеживается положительная динамика роста численности детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию: в 2010 – 5 276, в 2011 году – 5 464 человека (186 показатель).

2.5 Физическая культура и спорт

Немаловажной задачей органов местного самоуправления Светлоярского муниципального района является развитие физической культуры и спорта в Светлоярском районе.
В сфере физической культуры и спорта на территории Светлоярского муниципального района осуществляют свою деятельность общеобразовательные школы, Детско-юношеская спортивная школа, которые проводят спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с учащимися школ.
В районе также работает межпоселенческий центр физической культуры и спорта, задачей которого является привлечение к регулярным занятиям физкультурой и спортом учащихся, рабочей молодежи и взрослого населения района.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в настоящее время остается незначительной в общем объеме жителей Светлоярского муниципального района – 13,7% (203 показатель). Одной из причин является низкая обеспеченность учреждениями физической культуры и спорта, а также спортивными залами (204 показатель).
Для увеличения уровня обеспеченности учреждениями физической культуры и спорта в 2011 году активно велись работы по завершению строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в р.п. Светлый Яр. В настоящее время ФОК готов к сдаче в эксплуатацию на 81%; полное завершение строительных работ планируется в 2012 году.

2.6 Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

В 2010-2011 годах Светлоярское городское и Райгородское сельское поселения впервые приняли участие в федеральной целевой программе по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. На эти цели из федерального и областного бюджетов выделено 107,7 млн. рублей. В 2011 году на 2-х площадках районного центра завершено строительство 3-х домов общей площадью 2,6 тыс. кв. м. и 2-х  домов в селе  Райгород общей площадью 1,2 тыс. кв. м. В текущем году поселения района (Светлоярское, Райгородское и Приволжское) продолжат работу в данном направлении. Во многом этим фактом объясняется рост площади жилых помещений и числа жилых квартир, приходящихся на 1 тыс. жителей района (209-212 показатели).
В прошедшем году семнадцати семьям-участникам областной и  районной программы «Улучшение жилищных условий молодых семей» вручены свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение собственного  жилья. Организаторами этого события стали администрации городского и 8-ми  сельских поселений района. 117 семей нашего  района улучшили свои жилищные условия с начала действия данной программы. 40,2 млн. рублей -  таков  объем финансирования этой программы за период ее  реализации с 2006 года.
В 2011 году  администрацией района освоено 9 млн.215 тыс. рублей из областного бюджета для приобретения 11 жилых помещений для детей-сирот.
По итогам 2011 года для улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан – ветеранов Великой отечественной войны в Светлоярский муниципальный район привлечено 6,7 млн. руб., которые направлены на обеспечение жилыми помещениями, проведение ремонта жилья, оказание благотворительной помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

2.7 Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2011 году общий объем расходов районного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство составил 200 780,69 тыс. рублей (239 показатель), что составляет 27,53% в общем объеме расходов Светлоярского муниципального района (243 показатель). Высокие расходы в 2010 и 2011 годах по данным показателям объясняются участием района в 2010-2011 годах (как отмечалось выше) в федеральной целевой программе по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. На эти цели из федерального и областного бюджетов было выделено 107 млн. 700 тыс. рублей.
В сфере энергосбережения наряду с усовершенствованием существующих технологических процессов большой экономический и энергосберегающий эффект дает установка приборов и узлов учета, что исключает оплату сверхнормативных потерь в сетях энергоресурсов и тем самым снижает платежи потребителей (226-230 показатели).
Удовлетворенность услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Светлоярского муниципального района в 2011 году уменьшилась на 8% (218 показатель). Этот факт объясняется высокой стоимостью жилищно-коммунальных услуг.
Не смотря на 30 %-ое снижение неэффективных расходов этой сферы (247 показатель) расходы на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги остаются высокими – 5 731,84 (241 показатель). Администрацией Светлоярского муниципального района активно ведется работа по доведению стоимости услуг ЖКХ до уровня экономически обоснованных тарифов, что позволит также сократить количество убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства (236 показатель).

2.8 Организация муниципального управления

Основная деятельность органов местного самоуправления по вопросам организации муниципального управления в Светлоярском муниципальном районе в 2011 году была направлена на решение следующих задач:
-открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления;
-пополнение доходной части бюджета Светлоярского муниципального района
-снижение неэффективных расходов;
-снижение административных барьеров.
На сегодняшний день открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления являются важнейшими показателями эффективности их функционирования, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между обществом и властью. Открытости способствует  наличие в администрации Светлоярского муниципального района официального сайта в сети Интернет. На официальном сайте района в 2011 году размещено 757 материалов, что в 1,6 раз больше чем в 2010 году. Посещаемость сайта также возросла в 1,6 раза. Информационная открытость позволяет гражданам  получать адекватное представление и формировать объективное мнение  о публичной и нормотворческой деятельности всех муниципальных образований района.
В целях пополнения доходной части бюджета Светлоярского муниципального района в 2011 году активно действовала комиссия по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Светлоярского муниципального района, в результате работы которой, удалось пополнить бюджет района на 14 473,52 руб., в результате в Светлоярском муниципальном районе сложилась положительная динамика налоговых и неналоговых доходов. Однако сложившаяся ситуация в Большечапурниковском сельском поселении, где необходимо было вернуть излишне уплаченные ранее суммы земельного налога в пользу ОАО «Каустик» в размере 70 млн. рублей, оказала отрицательное влияние на общий результат по показателю доли налоговых и неналоговых доходов Светлоярского муниципального района в общем объеме собственных доходов (251 показатель).
Актуальными являются проблемы обеспечения эффективности расходования бюджетных средств сферы образования, здравоохранения, создание условий для организации досуга, обеспечение жителей района услугами организаций культуры, выявление резервов и получение результатов по оптимизации расходов. В 2011 году, как и в 2010 году, расходы на содержание органов местного самоуправления Светлоярского муниципального района не превышали установленные постановлением Администрации Волгоградской области от 22 ноября 2010 года №586-п «Об установлении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области на 2011 год» нормативы, в связи с чем в 2011 году отсутствуют неэффективные расходы на организацию муниципального управления (280 показатель).
Также в целях сокращения неэффективных расходов в Светлоярском муниципальном районе активно применяется программно-целевой метод планирования расходов бюджета. В бюджете Светлоярского муниципального района в 2011 году было утверждено 9 районных целевых программ, а также большая часть расходов осуществлялась в рамках областных и федеральных программ, в связи с чем доля расходов бюджета Светлоярского муниципального района, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета составила 35,56% (275 показатель).
Снижение административных барьеров в Светлоярском муниципальном районе достигается за счет повышения доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах.
Для достижения вышеуказанной цели в Светлоярском районе еще в 2010 году в рамках областной целевой программы начал свою работу многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, где осуществляется предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам по принципу «одного окна». 
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, администрацией Светлоярского муниципального района в 2011 году проведена работа по инвентаризации муниципальных услуг, в результате чего сформирован перечень из 62 муниципальных услуг (277 показатель).
В рамках реализации мероприятий «Электронная Россия» и в соответствии с Федеральным законодательством осуществляется поэтапный переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

2.9 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Основой экономического роста и развития Светлоярского муниципального района является внедрение технологий ресурсосбережения. Реализация данного направления должна быть внедрена во все сферы развития нашего  района – экономику, социальную сферу, ЖКХ, муниципальное управление.
В рамках реализации районных целевых программ: «Повышение энергетической эффективности и энергосбережения в Светлоярском муниципальном районе на период до 2020 года» и «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Светлоярского муниципального района на период 2010 – 2020 годов» в 2011 году установлены приборы учета энергоносителей в организациях социальной сферы. В их число вошли детские сады, расположенные на территории Светлоярского городского поселения, муниципальное казенное учреждение «Центр социальной и досуговой помощи молодежи «Электроник»». Данные мероприятия финансировались из районного бюджета.
Также проведены мероприятия по энергоаудиту во всех муниципальных организациях социальной сферы района. Объем средств, направленных на осуществление данного мероприятия, составил 3 млн. 200 тыс. руб. Однако, данные средства очень быстро оправдают себя, так как  позволят более эффективно реализовывать мероприятия по энерго- и ресурсосбережению.
Выполнены работы по замене трубопроводов сетей теплоснабжения на предизолированные  трубы  в селе Райгород, ст.Чапурники и в селе Большие Чапурники.
В 2011 году выполнен проект по переводу  блочно-модульной котельной в с. Червленое с жидкого топлива на газ и заключен контракт на установку блочно-модульной котельной школы в с. Дубовый Овраг, что позволит ежегодно экономить 1,8 млн. руб. бюджетных средств в действующих ценах.

2.10 Благоустройство

Капитальный ремонт улично-дорожной сети с твердым покрытием в 2011 году производился незначительно (12% отремонтированных дорог (301 показатель)) ввиду отсутствия достаточных средств в местных бюджетах. По этой же причине в 2011 году произошло снижение объема текущего ремонта улично-дорожной сети с твердым покрытием (302 показатель).
В 2012 году планируется значительное увеличение текущего и капитального ремонта улично-дорожной сети в связи с вступлением района в программу распределения средств Волгоградского областного дорожного фонда на условиях софинансирования. В рамках программы планируется израсходовать более 10 млн. рублей.
Дополнительные мероприятия в сфере благоустройства удалось провести благодаря реализации районной целевой программы «Создание временных рабочих мест для несовершеннолетних Светлоярского муниципального района на 2011 год», в рамках которой была организована занятость подростков и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет (375 человек) в сфере благоустройства района. Всего по программе затрачено около 500 тыс. рублей.

 

3. Анализ и расчет неэффективных расходов местных бюджетов в сфере:

Здравоохранения:
Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отношении врачей в расчете на 10 тыс. человек населения.
Так как численность врачей (физических лиц) муниципальных учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (13 человек) не превышает установленный норматив (41 человек), то неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами в отношении врачей в расчете на 10 тыс. человек населения в 2011 году отсутствуют (114 показатель).
Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отношении среднего медицинского персонала в расчете на 10 тыс. человек населения.
Численность среднего медицинского персонала (физических лиц) муниципальных учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (43,02 человека) не превышает установленный норматив (114,3 человека), поэтому неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами в отношении среднего медицинского персонала в расчете на 10 тыс. человек населения в 2011 году отсутствуют (115 показатель).
Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отношении прочего персонала в расчете на 10 тыс. человек населения определяется по формуле:

Рпр = (Чпр-0,15*(Чвр+Чср))*(ЗПрпр*(1+СВ)*12), где

Чпр – численность прочего персонала (физических лиц) муниципальных учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (25,6 человека);
Чвр – численность врачей (физических лиц) муниципальных учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (13,02 человека)
Чср – численность среднего медицинского персонала (физических лиц) муниципальных учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (43,03 человека)
ЗПрпр – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочего персонала в муниципальных учреждениях здравоохранения (7 830,25 рублей);
СВ – страховые взносы (0,342).

Рпр = (25,6 – 0,15*(13,02 + 43,03))*( 7 830,25*(1+0,342)*12) = 2 167,95 тыс. рублей (116 показатель)

Объём неэффективных расходов на управление объёмами стационарной медицинской помощи.
Так как фактический объем выполненной стационарной помощи на 1 жителя (0,987 койко-дней на 1 жителя) не превышает установленный норматив (1,030 койко-дней на 1 жителя), то неэффективные расходы на управление объемами стационарной медицинской помощи отсутствуют (117 показатель).
Объем неэффективных расходов на управление объемами скорой медицинской помощи.
Так как фактический объем выполненной скорой помощи на 1 жителя (0,266 вызовов на й жителя) не превышает установленный норматив (0,287 вызовов на 1 жителя), то неэффективные расходы на управление объемами скорой медицинской помощи отсутствуют (118 показатель).
Таким образом, общий объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения Светлоярского муниципального района в 2011 году составил 2 167,95 тыс. рублей, что практически в 7 раз меньше значения прошлого периода.
Наличие неэффективных расходов в сфере здравоохранения связано с изменением доли прочего медицинского персонала учреждений здравоохранения в общей численности врачей и среднего персонала учреждений здравоохранения с 40% до 15%. В дальнейшем планируется оптимизация кадрового состава учреждений здравоохранения.


Образования:
Объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в сельской местности определяется по формуле:

О22= (Чус/Нфс – Чус/Нцс) * Ск/1000, где:

Нцс – нормативное значение наполняемости классов в сельской местности (человек) (рекомендуемое значение в сельской местности - 14 человек);
Нфс – средняя наполняемость классов в сельской местности (13,96 человек);
Ск – средняя стоимость содержания одного класса в городском округе (муниципальном районе) (108 902,33 рублей), рассчитываемая как отношение текущих расходов бюджета городского округа (муниципального района) на общеобразовательные учреждения (без учета расходов на фонд оплаты труда работников общеобразовательных учреждений) к общему количеству классов в городском округе (муниципальном районе);
Чус – численность учеников в сельской местности (2 178 человек).

О22= (2  178/13,96 – 2178/14) * 108 902,33/1000 = 49 тыс. рублей (199 показатель)

Объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в городской местности определяется по формуле:

О21= (Чуг/Нфг – Чуг/Нцг) * Ск/1000, где:

Нцг – нормативное значение наполняемости классов в городской местности (человек) (рекомендуемое значение в городской местности - 25 человек);
Нфг – средняя наполняемость классов в городской местности (21,25 человек);
Ск – средняя стоимость содержания одного класса в городском округе (муниципальном районе) (108 902,33 рублей), рассчитываемая как отношение текущих расходов бюджета городского округа (муниципального района) на общеобразовательные учреждения (без учета расходов на фонд оплаты труда работников общеобразовательных учреждений) к общему количеству классов в городском округе (муниципальном районе);
Чуг – численность учеников в городской местности (1 254 человек).

О21 = (1 254/21,25 – 1 254/25) * 108 902,33/1000 = 963,79 тыс. рублей (198 показатель)

Объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в общеобразовательных учреждениях в 2011 году определяется:

О22122, где

О21 – объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в городской местности;
О22 – объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов в сельской местности.

О2= 49 + 963,79 = 1012,79 тыс. рублей (200 показатель)

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отношении педагогического персонала (учителя) составил в 2011 году  тыс. рублей:

О11 = (Учф – Чу/Уц)*(ЗПу*(1+СВ)*12 мес.)/1000, где

Уц – целевое значение численности учеников, приходящихся на 1 учителя (15 человек);
Учф – общая численность учителей в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа (муниципального района) (276 человек);
Чу – численность учеников в городском округе (муниципальном районе) (3 432 человека);
ЗПу – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителя в городском округе (муниципальном районе) (14 933 рубля);
СВ – страховые взносы (0,342 единиц).

О11 =(276-3432/15)*(14 933*1,342*12)/1000 = 11 350,66 тыс. рублей (196 показатель)

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в отношении прочего персонала (административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, педагогические работники, не осуществляющие учебного процесса) в 2011 году определяется по формуле:

О12=(Чп - 0,53*Чу/Уц)*(ЗПи*(1+СВ)*12 мес.)/1000, где

Чп – численность прочего персонала государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений (физических лиц) (343 человека);
Уц – целевое значение численности учеников, приходящихся на 1 учителя (15 человек) (человек);
Чу – численность учеников в городском округе (муниципальном районе) (3 432 человека);
ЗПи – среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочего персонала в городском округе (муниципальном районе) (8 163 рубля);
СВ – страховые взносы (0,342 единиц).

О12=(343 – 0,53*3 432/15)*(8 163*1,342*12)/1000=29 148,74 тыс. рублей (197 показатель)

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами определяется по формуле:

О1 = О11 + О12 = 11 350,66 + 29 148,74 = 40 499,40 тыс. рублей (195 показатель)

Объем неэффективных расходов в сфере общего образования в 2011 году определяется по формуле:

Робр = О1 + О2 , где

О1 – объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (тыс. рублей);
О2 – объем неэффективных расходов в связи с низкой наполняемостью классов (тыс. рублей).

Робр = 1012,79 + 40 499,40 = 41 512,19 тыс. рублей (194 показатель)

В 2011 году объем неэффективных расходов в сфере общего образования составил 41 512,19 тыс. рублей, что на 16,54% ниже уровня 2010 года.
Неэффективные расходы в сфере образования главным образом образованы за счет нерационального кадрового состава. Снижение данного вида расходов возможно за счет оптимизации штатных единиц в сфере образования. Для этих целей в районе решается вопрос о создании аутсорсинговой  компании.

жилищно-коммунального комплекса:
Объем неэффективных расходов бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства соответствует объему бюджетных средств, направленных на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.
В 2011 году  расходы бюджета района на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги составили 5 731,84 тыс. рублей.
Доля неэффективных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме расходов бюджета района на жилищно-коммунальное хозяйство в 2011 году определяется по формуле:

Джкх = (Рдот/Ржкх) x 100%, где

Рдот – расходы бюджета городского округа (муниципального района) на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги (тыс. рублей);
Ржкх – общий объем расходов бюджета городского округа (муниципального района) на жилищно-коммунальное хозяйство (тыс. рублей).

Джкх = (Рдот/Ржкх) x 100 % = (5 731,84/200 780,69) х 100% = 2,85 % (248 показатель)

В 2011 году расходы бюджета городского округа (муниципального района) на компенсацию предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги сократились на 30,03 % по сравнению с 2010 годом. Добиться этого результата удалось во многом благодаря проводимым мероприятиям в рамках действующей на территории района целевой программы «Повышение энергетической эффективности и энергосбережения в Светлоярском муниципальном районе на период до 2020 года».


организации муниципального управления:
Объем неэффективных расходов в сфере организации муниципального управления в 2011 году определяется по формуле:

Рму = Рмун - Рмун норм, где

Рмун – объем расходов бюджета городского округа (муниципального района) на содержание работников органов местного самоуправления (тыс. рублей);
Рмун норм – нормативный объем расходов бюджета городского округа (муниципального района) на содержание работников органов местного самоуправления (тыс. рублей).
В соответствии с принятым постановлением Администрации Волгоградской области от 22 ноября 2010 г. N 586-п «Об установлении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области на 2011 год»  в 2011 году  объем расходов бюджета Светлоярского муниципального района  на содержание работников местного самоуправления – Рмун = 59 825,31 тыс.рублей;  нормативный объем расходов бюджета района на 2011 год на содержание работников органов местного самоуправления – Рмун норм = 69 874 тыс. рублей. Следовательно, неэффективные расходы в сфере организации муниципального управления в 2011 году так же, как и в 2010 году отсутствуют.

 

4. Характеристика показателей отражающих полномочия органов местного самоуправления поселений, расположенных на территории муниципального района

В состав Светлоярского муниципального района входят девять сельских и одно  городское поселение. Полномочия поселения установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Работа поселений в решении вопросов местного значения строится в тесном сотрудничестве с территориальными органами самоуправлений, которых зарегистрировано 46, 20 из которых являются юридическими лицами.
В 2011 году организациями территориального общественного самоуправления и администрациями сельских поселений района  за участие и победы в Волгоградских областных конкурсах получено 3 млн. 289 тыс. руб., из которых:
-    2 млн. 799 тыс. руб. – получили организации ТОС района;
-    490 тыс. руб. – администрации Наримановского и Большечапурниковского сельских поселений за содействие развитию территориального общественного самоуправления.
Эти денежные средства направлены на  осуществление уставной деятельности, решение вопросов местного значения поселений.
Процесс  формирования  социально-культурной   среды  Светлоярского муниципального района Волгоградской области  непосредственно   связан  с  деятельностью    учреждений  культуры поселений.
В Светлоярском районе работают 109 коллективов  самодеятельного художественного творчества, с общей численностью участников – 1041 человек  и 88 любительских объединений с численностью участников 1492 чел.
В течение 2011 года проведено 3709  культурно-массовых  мероприятий.
Наиболее важным  вопросом  в  деятельности  учреждений культуры  является  укрепление их  материально-технической   базы  в  целом.  За  2011  год  осуществлены  ремонтные  работы   в   учреждениях  культуры  Наримановского, Цацинского, Червленовского  сельского  поселения и Светлоярского городского поселения на  общую сумму   572  тыс. руб.  В  учреждениях  культуры Кировского  сельского  поселения  осуществлялось  приобретение  мебели,  компьютерной  техники,  системы  видеонаблюдения,  одежды  сцены  на  сумму  231  тыс. руб
Население Светлоярского муниципального района обслуживают 17 муниципальных библиотек. В 2011 г. библиотеками района обслужено 14 514  читателей, посетило библиотеку более 121 тысячи  посетителей, выдано 365 тысяч экземпляров книг, посетили массовые мероприятия более 17 тысяч человек.
Техническое оснащение в 15 библиотеках  включает  в  себя:  38 компьютеров, 41 единица множительной техники, справочно-правовая служба «КонсультантПлюс» и «Законодательство России». Интернет  подключен  в 10 библиотеках.

Приложение: Таблица показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)